ММ или МС?

blog-detail-img
avatar @hiendmusic

MM или МС?

Человек, который много лет назад посвящал меня в таинства винила, напутствовал: «Занесет тебя на какие-нибудь форумы, начитаешься про головки-тонармы – никому не верь. Я тебе поставил прекрасное сочетание легкого тонарма с винтажной податливой головкой – слушай, получай удовольствие. А начнешь, как некоторые, страдать фигней – бесконечно менять головы и тонармы – изведешься, просадишь бабло, и звука лучше не будет».

Я верил наставнику, но года через три все-таки поддался любопытству и протестировал шесть или семь хороших проигрывателей с МС картриджами. Не буду их перечислять, и скажу только, что правота наставника тогда полностью подтвердилась. Звучание всех испытанных проигрывателей, кроме одного, нравилось мне меньше, чем звучание собранной наставником вертушки с винтажным ММ картриджем и легким тонармом. А единственный МС картридж, который превосходил ММ на пластинках, выпущенных после 1984 года, в то же время слишком детально воспроизводил музыку 70х, отчего она словно разваливалась на составляющие. Да и стоил тот МС картридж вчетверо дороже всего моего первого проигрывателя - на фото внизу: мой первый проигрыватель с картриджем ADC XLM mk II Improved на тонарме Mayware Formula IV.

                          

В то время я готов был кричать на каждом углу, что «винтажные податливые головы на легких тонармах – абсолютная виниловая истина», и больше не собирался тратить на тестирование МС ни минуты времени. Позже, однако, я погрузился в эту тему с профессиональной тщательностью, перепробовал множество картриджей на самых разных тонармах, и теперь мою «абсолютную виниловую истину» относительно ММ и МС можно сформулировать в десяти тезисах:

ТЕЗИС ПЕРВЫЙ:

В бюджетном сегменте до 1000 долларов за картридж сочетание лучших винтажных ММ голов высокой податливости с легкими тонармами действительно дает самое лучшее звучание. При условии, что вы не слушаете симфоническую музыку и Heavy Metal второй половины 80-х, когда бороздки на пластинках начали записывать плотнее, и LP стали вмещать по 50 с лишним минут музыки. На фото ниже - самый бюджетный проигрыватель от hiendmusic, собранный по такому принципу - его стоимость чуть больше 800 долларов.

               

                                                      Victor TT71 с тонармом Grace 745 и картриджем ADC XLM

ТЕЗИС ВТОРОЙ:

Некоторые МС в бюджете до 1000 долларов могут воспроизводить симфоническую музыку и поздний металл лучше винтажных ММ, но всю остальную музыку будут играть хуже. Пример: Denon DL103R. Сочетание винтажных ММ и недорогих МС на одном проигрывателе (стол с двумя тонармами) позволяет небольшими средствами решить задачу качественного воспроизведения любых пластинок. На фото ниже - стол с двумя тонармами от hiendmusic: двендцатидюймовый Moerch DP6 для винтажной податливой ММ под рок-музыку и тяжелый SAEC WE407 для низкоподатливой винтажной МС головы Fidelity Research под классику. 

               

 

ТЕЗИС ТРЕТИЙ:

С бюджетом 1000-1500 долларов за картридж можно подобрать МС головы, способные давать примерно такой же результат, как лучшие винтажные ММ, но симфоническую музыку и поздний металл они преподнесут более выигрышно. Исходя из этого, покупка МС картриджа за 1000 долларов может быть выгоднее комбинации винтажной ММ и недорогой МС на проигрывателе с двумя тонармами. При этом возможности проигрывателя с двумя тонармами шире, а результаты с ним более интересные. Примеры таких картриджей: Audio Technica AT33 для тонармов средней эфф.массы и Audio Technica ART9 для легких тонармов.

ТЕЗИС ЧЕТВЕРТЫЙ:

С бюджетом от 3500 долларов за картридж можно приобрести МС голову, которая будет ВО ВСЕХ ОТНОШЕНИЯХ лучше любой ММ головы на любом тонарме, и даст принципиально более качественный результат во всех аспектах звуковоспроизведения. Подробно о таких картриджах можно прочитать в статье ОБЗОР ТОПОВЫХ ФОНОКАРТРИДЖЕЙ. Послушать тестовые записи с таких картриджей можно, скачав DSD файлы на странице ТЕСТОВЫХ ОЦИФРОВОК.

ТЕЗИС ПЯТЫЙ:

В любой ценовой категории удачных МС звукоснимателей немного, и велика вероятность приобрести картридж, который окажется хуже винтажного ММ, а стоить будет в 10 раз больше. В статье ОБЗОР ТОПОВЫХ ФОНОКАТРИДЖЕЙ описаны самые выдающиеся МС картриджи с указанием их особенностей и жанровых предпочтений.

ТЕЗИС ШЕСТОЙ:

Даже очень удачные картриджи часто бывают узкожанровыми, и дорогой МС картридж, великолепный для классики, может оказаться ужасным для рока. При этом узкожанровые картриджи воспроизводят "свои" музыкальные направления лучше любых других, поэтому топовые вертушки, как правило, имеют 2-3 тонарма с разными картриджами. Сейчас на проигрывателе в моей мастерской стоят три тонарма с картриджами под старый рок, поздний рок и под классическую музыку. Все три - МС.

ТЕЗИС СЕДЬМОЙ:

МС картридж требует подключения повышающего трансформатора, и за счет использования топовых моделей можно на порядок  улучшить глубину сцены и сделать звучание поистине фундаментальным. Ничего подобного с ММ картриджами получить невозможно. При этом топовые модели повышающих трансформаторов стоят не меньше топовых картриджей. Таким образом, хороший тракт с МС картриджем может стоить в 10 и более раз дороже, чем очень приличный ММ тракт.

ТЕЗИС ВОСЬМОЙ:

Если принять за эталон мастер-запись на аналоговой ленте, а виниловую пластинку за слепок с этого эталона, то воспроизведение пластинок лучшими ММ картриджами получается очень близким к мастер-лентам по тональному балансу, но заметно уступает им в детальности, воздушности и артикулированности музыки. Большинство других ММ картриджей, не входящих в "Галерею Славы", вопроизводят пластинки так, что по сравнению с мастер-лентами, звучание получается не только замыленным, но и сильно окрашенным - с тем или иным смещением тонального баланса. В "Галерею Славы" можно смело внести еще один картридж, не относящийся к высокоподатливым и не требующий сверх-легких тонармов - Victor X1. Очень рекомендую эту голову для вертушек с тонармами, эффективная масса которых 9-14 гр.

ТЕЗИС ДЕВЯТЫЙ:

Большинство МС картриджей воспроизводят винил с меньшей степенью потерь в детальности и воздушности, относительно мастер-ленты, чем ММ  картриджи, но сильно смещают тональный баланс, привнося своеобразный окрас – «голос картриджа». Одни картриджи делают звучание холодным, другие теплым, третьи раскрашивают, четвертые добавляют небольшую эквализацию... Иногда окрас картриджа очень хорошо подходит воспроизводимой музыке, иногда - нет. Например, светлое и радостное звучание картриджей Clearaudio великолепно подходит музыке Моцарта, но звучание агрессивных музыкальных жанров эти картриджи делают немного странным. 

ТЕЗИС ДЕСЯТЫЙ:

Самые лучшие МС картриджи воспроизводят винил почти без потерь и без окраса относительно мастер-ленты. В этом случае звучание проигрывателя с пластинкой вплотную приближается к звучанию катушечного магнитофона с мастер-лентой на 38 скорости. Это сногсшибательное звучание, которое нравится абсолютно всем, невзирая на вкусовую разницу. И оно – самое правильное. К сожалению, таких картриджей единицы и они самые дорогие. 

Убедиться в справедливости приведенных тезисов вы можете, перейдя на СТРАНИЦУ ТЕСТОВЫХ ОЦИФРОВОК, где собрано достаточно примеров, подтверждающих вышесказанное.

Чтобы определиться с выбором - ставить на проигрыватель ММ или МС картридж не нужно взвешивать все тезисы и ломать голову. Достаточно определить комфортный для себя бюджет, тк в конечном итоге выбор упирается только в него.

В бюджете до 1100 долларов на картридж про МС головы лучше не думать. В этом бюджете нет МС голов, которые переигрывали бы лучшие ММ - Shure V15, Victor X1, ADC XLM, Empire 4000. Не стоит обольщаться покупкой недорогих б/у МС картриджей на eBay - в отличие от перечисленных ММ у МС картриджей не меняются иглы, и риск купить испорченную головку полностью нивелирует возможную выгоду от покупки. Ваш покорный слуга несколько раз покупал винтажные МС картриджи для тестирования, и почти в половине случаев попадал на "убитые" головки.

Если вы готовы потратить на картридж от 1100 долларов и выше, то про МС можно уже подумать. В этом бюджете продаются очень неплохие головы Audio Technica AT33 для тонармов средней эфф.массы и Audio Technica ART9 для легких тонармов. Почти столько же будет стоить хороший повышающий трансформатор - например, Fidelity Research XF1 или Audio Technica AT1000 из винтажных или Ypsilon из современных. Виниловый тракт с этими картриджами будет играть более детально и энергично, чем с лучшими винитажными ММ головами. Заметно лучше будут воспроизводиться пластинки с классической симфонической музыкой и поздним винилом, начиная со второй половины 80х годов. Но в целом, разница в звучании по сравнению с лучшими ММ картриджами, будет не столь драматической, чтобы переплату в несколько раз можно было считать полностью оправданной.

Затраты на МС картридж начинают оправдывать себя полностью, начиная с порога 3000 долларов - бюджета, в котором уже можно ориентироваться на самые лучшие картриджи, звучание которых на порядок превосходит любой ММ. ОБЗОР ТОПОВЫХ ФОНОКАРТРИДЖЕЙ поможет вам сориентироваться, а Hiendmusic всегда готов помочь вам приобрести любой интересующий картридж со скидкой от 20 до 30%, в зависимости от модели.

Картридж полностью раскрывается только на хорошем тонарме. Многочисленные тесты показали, что лучшими тонармами на сегодняшний день являются SME и MORCH - очень рекомендую оснащать проигрыватель тонармами именно этих брендов.

Больше информации о том, какие пластинки можно воспроизводить ММ картриджами, а для каких непременно нужен МС, вы получите, прочитав статью МАСТЕРИНГ ПЛАСТИНКИ И ДВА ТОНАРМА. В этой статье вводятся такие понятия как аналоговый мастеринг и цифровой мастеринг. Для пластинок с аналоговым мастерингом можно использовать хорошие винтажные ММ картриджи - тот же ADC XLM или Victor X1. Звук будет менее проработанным, чем с лучшими МС картриджами, но очень приличным. А вот для хорошего воспроизведения пластинок с цифровым мастерингом нужен только МС картридж. Любой, хотя бы Denon DL103R.

Cмотрите видеоролики на нашем YouTube канале     

                             

             

                                                          Шоу-рум Huge Sound - место, где музыка звучит идеально!

Комментариев: 

7

  • avatar @Alks 18/02/2022 в 09:25

    Добрый, Павел интересно ваше мнение о головках London decca, они вроде как особняком стоят от мм и мс по конструктиву. Слушали, какие впечатления, с чем можно сравнить? Вроде бы под средне тяжелые тонармы. По мне мм (например Shure v15) не дотягивают в детальности, и упрощает музыку, атака и после звучее на тарелках далеки от живого звучания, и плотные жанры сильно размазываются. В сравнении с ат33са. Декку не слушал, есть шанс что она лучше заиграет чем мс в той же стоимости?

    Ответов: 
    0
    • avatar @Gennady 16/02/2019 в 23:00

      Я на этот сайт совсем недавно попал, когда начал искать какие есть приличные ММ головки.
      Начал их искать из финансовых соображений.)
      Есть проигрыватель Technics 1200 mkll, Denon 103 и 103D, АТ 15Еа и АТ 120.
      Из всех головок больше нравится звук 103D, потом 103, АТ 15 и на последнем месте АТ 120.
      Понятное дело, что иглы стираются, через какое-то время их нужно менять, а если это МС то скорее всего менять всю головку, которая стоит не дешево. Поэтому начал искать хорошую ММ, потому что менять иглу дешевле, что и привело меня сюда))
      Начитавшись и наслушавшись тестового материала, выбор пал на Shure V15 lll.
      Эта головка конечно удивила. Она даже на тонарме Техникса, э.м. 12 гр., звучит интерснее, чем Denon 103, 103R и 103D.
      Я делал запись с каждой головкой в DSD после сравнивал.
      Есть у меня некоторые пластинки, частные оцифровки которых можно найти на известном ресурсе в DSD. Я скачал их и тоже сравнил. Шурик мне нравится больше) Хотя те записи были сделаны головками МС от 1500 долларов.
      Пока не сравниваешь можешь и не узнать, что головки Denon имеют немного простой и плосковатый звук, но ощущение какой-то неудовлетворенности конечно присутствует))
      Shure V15 lll с иглой, которые московские коммерсанты продают по 3500-3800 руб, звучит детальнее, прозрачнее, светлее и с бОльшим объемом или ощущением пространства, чем многие головки МС от 1500 долларов.
      Вот такое у меня впечатление)
      На неделе должен приехать Dual 704. Будем шурика с него слушать))

      Ответов: 
      0
      • avatar @hiendmusic 16/05/2017 в 12:19

        Mayware Formula 4 - недорогой арм. Дешевле это уже совсем из "дома пионеров" должно быть изделие. Moerch дорогой - да.

        Ответов: 
        0
        • avatar @hiendmusic 16/05/2017 в 12:18

          За взвешенную подачу - спасибо ) По поводу использования строго "своих" винтажных тонармов с винтажными головами на 100% утверждать не могу, так как сравнительного тестирования не проводил. Предполагаю, что принципиальной разницы нет. Очень важен другой момент - эти головы должны ставиться на ЛЕГКИЕ тонармы.Mayware Formula IV, Moerch - выбор есть, но не слишком большой. На обычном средне-тяжелом тонарме, даже если выставить на нем рекомендуемый прижимной вес 1.2 гр. результат может получиться разочаровывающим. Мой знакомый купил себе ADC XLM, поставил на Denon со средне-тяжелым тонармом и вернулся к своей прежней Audio-Technica. Зато потом эту же ADC поставили на Denon DP37 со сверх-легким тонармом - результат был замечательный. Вот этот момент имеет смысл учитывать.

          Ответов: 
          0
          • avatar @Walterwalter 16/05/2017 в 11:57

            Сайт понравился.Довольно взвешенная подача материала, без аудиофильского радикализма. Есть вопрос по винтажным головкам и тонармам и их совместимости. Упомянутые вами головки от SHURE, ADC, Empire разрабатывались и создавались обычно под соответствующие винтажные тонармы. У АДЦ были свои тонармы, у Эмпайр-свои, а Shure вроде бы комплементарен с SME 3009 3012. Данные винтажные армы существенно дешевле упомянутых вами. Доводилось их слушать с данными головками, и если да, то какие впечатления?

            Ответов: 
            0
            • avatar @hiendmusic 01/02/2017 в 00:54

              И так, и не так - смотря что слушать. Примерно для 80-85 процентов моей музыки ничего лучше винтажной ММ на легком тонарме не играет - и незачем искать от добра добра. Для 15% - лучше пошла бы МС. И если бы я был большим любителем классики, то здесь у нас с Александром в настоящий момент "идеологические разногласия" - я сейчас считаю, что для симфонической музыки лучше все-таки МС, но далеко не любая - МС - МС рознь. Предлагаю послушать на странице тестовых оцифровок два классических фрагмента - Бетховен и Равель. И сравнить звучание. Причем к вопросу о том, что "пластинки бывают записаны по-разному" - пластинка Бетховена записана хорошо, точно не хуже, чем Равель.

              Ответов: 
              0
              • avatar @fly 01/02/2017 в 00:10

                Слышал у Червякова ММ голову,на его вертушке.И возник вопрос:а зачем оно -это надо ,морока с МС?Может я "устриц не ел"?

                Ответов: 
                0