Комплектация и точная настройка топовых виниловых трактов

Для начала поговорим о том, зачем вообще ставить в современную систему такой архаичный музыкальный источник, как проигрыватель виниловых пластинок. Оставим за скобками тактильную и коллекционную составляющую. Доставать пластинку из конверта и охотиться за первыми прессами – несомненно приятно, но давайте сосредоточимся только на звуке.


В отношении чистоты, динамического диапазона и чисто формальных технических параметров хороший цифровой источник опережает винил с отрывом. В нашем шоуруме мы в лоб сравнивали топовые цифро-аналоговые преобразователи с виниловыми трактами предельно возможного уровня, и за исключением рок-музыки 70-80х годов почти все музыкальные альбомы звучали на цифре звонче, чище, мощнее и динамичнее. Рок-музыка звучала на цифре хуже, чем на виниле, по одной простой причине – особенности мастеринга с высокой компрессией и несовершенство ранней цифровой аппаратуры, на которой в конце 80х делались с катушечных лент первые цифровые мастер-файлы, привели к тому, что в природе почти не существует цифровых носителей с этой музыкой в хорошем качестве. Любой рок-альбом 70-80х годов звучит на приличном виниловом проигрывателе в разы объемнее масштабнее и полновеснее, чем на самом лучшем цифровом тракте. Я бы даже сказал, что если вы никогда не слышали рок-музыку второй половины XX века с оригинальных виниловых пластинок, то вы не слышали ее вовсе. Один этот факт делает существование в системе винилового проигрывателя обязательным, если, конечно, такие группы, как Pink Floyd, Dire Straits, Deep Purple, Black Sabbath, Judas Priest и иже с ними для вас не пустой звук.


Есть еще одна тонкость. Все шумы, которые мы слышим в природе, имеют аналоговую природу – ветер, шорох одежды, рокот мотора и шуршание шин, шелест листвы, человеческий голос – все это результат движения воздуха. В отличие от звучания «цифры», при воспроизведении которой звук заново собирается из кусочков, звучание виниловой пластинки тоже имеет аналоговый характер, и мозг воспринимает его как более естественное. В нашей практике были случаи, когда люди покупали систему с хорошим цифровым источником, а потом случайно брали у кого-то на тест простенький проигрыватель винила, и обнаруживали, что музыка начинает приносить больше удовольствия даже если по формально-техническим признакам звучит хуже.


- Лучше расслабляет, не напрягает, могу слушать часами, какой-то совсем другой кайф, - так объясняли они удивительное для себя открытие. На самом деле, конечно, не удивительное, принимая во внимание то, что написано выше. Аналоговый звук имеет более естественную природу и не включает подспудную тревогу, которую запускает мозг некоторых людей в ответ на цифровое звучание. В нашей практике только трое из десяти заказчиков ограничивают свою систему исключительно цифрой, и то скорее по утилитарным соображениям, чем по соображениям звучания.


Собрать хороший виниловый тракт – задача непростая. По сути – это система внутри системы, состоящая из нескольких элементов: проигрывателя-вертушки, тонарма, картриджа, повышающего МС трансформатора и фонокорректора. Правильно подобрать, соединить и настроить эти компоненты – искусство, на овладение которым мы потратили не один год. В этой статье и в коротком видео ниже я обозначу некоторые моменты, чтобы немного вас сориентировать.


На разные характеристики воспроизведения по-разному влияет не только каждый из перечисленных элементов винилового тракта, но и отдельные детали внутри каждого элемента. Так, масса и материал основы проигрывателя (плинта) влияют на чистоту звука, отсутствие в нем посторонних призвуков и общую фундаментальность звучания – массивный проигрыватель с основой из стали или бронзового сплава звучит намного чище и масштабнее, особенно в диапазоне басов, чем вертушка с деревянным или пластмассовым плинтом.


                     


Материал диска сильно влияет на окрас звука – может сделать его «темным» с акцентом на басах, «светлым» с акцентом на верхних частотах или нейтральным. Тип привода – роликовый, пассиковый или прямой, а также количество моторов и сила крутящего момента прямо влияют на динамику воспроизведения. Многие не понимают, почему вертушка с двумя моторами играет динамичнее точно такой же вертушки, у которой мотор всего один – ведь пластинка всегда крутится с одной скоростью 33 оборота в минуту. Понять это поможет аналогия с движением на автомобиле по ухабистой дороге с небольшой равномерной скоростью. Если в первом случае вы поедете на 70-сильной Ниве, а во втором – на 300-сильном Эскалейде, то движение во втором случае получится более равномерным и плавным. При считывании бороздок винила иглой на микроуровне происходит то же самое.


Самый большой вклад в звучание винилового тракта вносит фонокартридж. Его значение так велико, что, если у наших заказчиков ограничен бюджет и нет планов апгрейда в будущем, мы как правило советуем покупать более дорогой картридж за счет более дешевого проигрывателя. Посредственная вертушка, конечно, окрасит звук лишними призвуками и не насытит музыку драйвом, но сильно испортить натуральное звучание хорошего картриджа все равно не сможет.  А вот посредственный картридж способен сделать покупку дорогого проигрывателя высшего класса просто бессмысленной.


                     


Выбор тонарма зависит от выбора картриджа и определяется его податливостью. Для картриджей с высокой податливостью рекомендуются легкие тонармы с эффективной массой не выше 10 граммов, а для низкоподатливых картриджей требуются тяжелые тонармы, масса которых 18 граммов и выше. Очень важное значение имеет материал, из которого сделан тонарм – он привносит в звучание картриджа свою окраску. По нашему опыту лучше всего играют тонармы, сделанные из титановых и латунных деталей. Двенадцатидюймовые тонармы допускают меньшую угловую ошибку и звучат чище, но имеют более высокую эффективную массу, поэтому сочетаются не со всеми картриджами. На современном рынке представлен всего один легкий двенадцатидюймовый тонарм, сочетаемый с картриджами высокой податливости - датский Morch. Учитывая, что лучшие фонокартриджи – My Sonic Lab, Air Tight, Lyra имеют податливость ближе к высокой, большинство наших проигрывателей мы комплектуем именно этими тонармами, хотя делали исключение.


                     


Фонокорректор и повышающий трансформатор относятся в большей степени к усилительному тракту, чем к проигрывателю, но вносят в звучание вклад, сопоставимый со вкладом картриджа. Плохой фонокорректор может сделать невыразительным звучание любого картриджа, а хороших корректоров на рынке, удивительным образом, не так много. В среднем бюджете много лет остаются недосягаемыми творения Тима ДеПаравичини – EAR88pb, EAR868 и EAR912 (последние два фонокорректоры/предусилители). Более продвинутое звучание позволяют получить лишь некоторые устройства и стоимость их в несколько раз дороже.


                     


Виниловая тема настолько обширна, что ввести в нее одной, даже очень большой, статьей невозможно. На нашем первом сайте hiendmusic.ru есть раздел ВСЕ О ВИНИЛЕ, включающий более десятка статей, посвященных разным аспектам строительства виниловых трактов. Рекомендую вам прочитать их, если хотите собрать проигрыватель самостоятельно, но заверяю, что с нашей помощью вы придете к хорошему результату быстрее и надежнее.


UPDATE: по мере развития стриминговых сервисов на них появляется все больше ремастированных рок альбомов 70х-80х годов. В данный момент сервис Qobus предлагает многие старые рок альбомы в качестве, превосходящем винил. Но реализовать такой уровень звука способен только стример/DAC dCS не ниже Rossini.

Учитываем все ваши пожелания

Все услуги

service

Комплектация домашних аудиосистем класса High End

Комплектация топовой аудиосистемы подобна построению живого организма из деталей конструктора. Обращаясь к нам, вы получите не только выгодное ценовое предложение, но и наш бесценный многолетний опыт, который принесет в ваш дом живое звучание музыки.

Узнать больше
service

Комплектация и точная настройка топовых виниловых трактов

Топовый виниловый тракт – это система внутри системы, состоящая из нескольких элементов: проигрывателя-вертушки, тонарма, картриджа, повышающего МС трансформатора и фонокорректора. Правильно подобрать, соединить и настроить эти компоненты – отдельное искусство, на овладение которым мы потратили не один год.

Узнать больше
service

Акустическая обработка помещений

Акустическая обработка помещения позволяет радикально улучшить звучание домашней системы. Не все могут построить себе специальную комнату прослушивания, но даже в обычной гостиной установка нескольких пассивных элементов акустической обработки добавляет к звучанию системы прирост, сопоставимый с тем, что дает апгрейд усилителя до более высокого класса или топовый кабельный сет.

Узнать больше
service

Домашние кинотеатры под ключ

Многие любят слушать музыку. Некоторые хотят слушать музыку в максимально возможном качестве. Почти все любят кино. И многие хотят смотреть кино дома в качестве максимально приближенном к хорошему публичному кинотеатру. Мы помогаем реализовать и это желание.

Узнать больше
01 / 04