Я не являюсь фанатом кассетных дек. Во всяком случае последние двадцать лет не являлся. Мой последний приличный кассетник остался в середине 90-х годов ХХ века. Но, забегая вперед, если бы этим кассетником был Nakamichi 660ZX (или его близкий аналог), то возможно, что всё бы сложилось иначе. Конечно же, у меня были кассетные деки и в «нулевые» и в текущих «десятых» что-то появлялось, но такого, чтобы я вдруг загорелся идеей вернуться к этой теме всерьёз - не было. Вполне естественно, что аппараты типа Yamaha KX-W392 или TEAC R560 и не могли пробудить подобного желания – даже отечественные деки Санда, Вега, Яуза переигрывают такие модели легко. Но уже SONY TC-K555ESG или Yamaha K-1xw – серъёзные, топовые машинки. Однако и они, кроме глубокого уважения, не вызвали буйства страстей, хотя это лишь моё субъективное восприятие. На самом деле и тот и другой - очень хорошие аппараты. По звуку Ямаха мне оказалась даже ближе чем Сони, а вот по внешнему виду Сони, напротив, мне нравится больше. Но и это субъективно. Ямаха (у меня была версия «в серебре» и с декоративными боковыми накладками) шикарно смотрится в паре с родными интегральниками А2000/А2000А, ну а Сони прекрасно выглядит и сама по себе и, конечно же, будет органично смотреться с компонентами из родной ES-линейки. Однако вернусь в день сегодняшний.
Nakamichi…Легенда? Начиная с определённого (достаточно высокого) уровня - несомненно. И модель 660ZX тому подтверждение. Пусть она и не входит в топ «накамичевских дек всех времен и народов», но при этом заметно переигрывает большинство дек других производителей в данной ценовой категории (150-200 тысяч иен). Экземпляр оказавшийся у меня как обычно (мой «поставщик» держит марку) в прекрасном техническом и косметическом состоянии, несмотря на то, что он ровесник нашего родного олимпийского Миши (1980). Скорее всего, это одна из последних (или последняя) моделей с аналоговыми стрелочными индикаторами которые мы, спустя десятилетия, вновь полюбили пресытившись электронными квадратиками и полосками. Хотя к звучанию это конечно явного отношения не имеет. Рэковые «уши» не должны вводить в заблуждение: они съёмные и без них дека выглядит, как и все бытовые деки. Я «уши» не демонтировал потому как в моём случае, в паре с проф.мощником Accuphase Pro 5 (рассказ о нем в ближайшей перспективе), Накамичи смотрится почти как в связке с чем –то «родным»(см.фото). Из необычного (нестандартного) – клавиша открытия кассетоприёмника (Eject) и клавиша, а вернее рычажок включения питания (Power),к тому же расположенный в правом нижнем углу магнитофона. Не припоминаю подобного ни у одной кассетной деки из тех, с коими имел близкое знакомство. Но тактильные ощущения при перещёлкивании этого тумблера – весьма приятные. Интересно реализована и функция автокалибровки, но об этом позже. В остальном всё просто и интуитивно понятно. Какими то «супернаворотами» дека не обладает и, возможно, что это и к лучшему. Ещё линейный выход. Он регулируемый. Соответственно можно использовать аппарат в связке с усилителем мощности. В том числе и с не имеющим регулировки громкости. Тех. характеристики я приводить не стану. При желании их можно изучить на профильных сайтах (аудиохеритаж или ещё каком-нибудь). Тем более что характеристики, даже высокие, далеко не всегда дают понимание как же звучит тот или иной аппарат. А звучит данная дека весьма и весьма неординарно. При том, что прослушивание я начал с кассет, когда-то записанных на 555-й Sony. И, что удивительно, звучание оказалось совершенно другим. Не только тембрально, что как раз ожидаемо, а и с более глубокой проработкой сцены, с заметно более высоким разрешением и т.п. Одним словом саунд получился «вкусным», вовлекающим с первых нот и даже шипения ленты не было совсем. При том, что шумоподавитель был отключен. Уверен что при слепом прослушивании идентифицировать источник смог бы не каждый. В равной степени можно было предположить что звучит либо очень дорогая «цифра», либо не менее классный «аналог». Тем не менее, главное для магнитофона не то, как он воспроизводит кассеты, записанные на других аппаратах, а то, как он пишет сам. И, соответственно, воспроизводит. И вот теперь как раз пора поговорить о том, как работает автокалибровка у 660ZX. Если говорить простым и понятным языком, то при включении режима автокалибровки магнитофон сам формирует тестовый тон-сигнал и записывает его на ленту. При этом устанавливается величина тока подмагничивания и, одновременно, устанавливается азимут головки относительно магнитной ленты( типичная «фича» многих дек Nakamichi ). Процесс занимает в среднем 15-20 секунд (специально не засекал потому как на разных кассетах время калибровки варьируется в небольших пределах) . Однако подобная автоматическая калибровка есть не на всех деках Накамичи. Где - то всё приходится устанавливать вручную. Ну и собственно перехожу к самому процессу записи. Уровень выставляется вручную двумя регуляторами поканально, но есть третий регулятор, которым можно как повысить так и понизить уровень одновременно в обоих каналах. Это конечно удобно. В остальном всё стандартно. Писать на банальную (бюджетную)TDK A90 большого смысла не имело, но поскольку любой тест - эксперимент, то я решил попробовать. Результат, признаться, удивил. Не могу сказать, что копия была неотличима от оригинала – отличия были, но лишь тембрального характера. Запись, в сравнении с исходником, звучала чуть более ярко и резковато, но при этом разрешение(на слух) было идентичным оригиналу. А вот запись на Maxell UDII отличить от пластинки было непросто. Практически один в один. При этом есть кассеты и лучше, но у меня на данный момент ничего другого не оказалось. Конечно по оснащению, в сравнении с другими кассетными деками в данном сегменте, 660ZX несколько простовата: лишь необходимый минимум, но послушав звучание этого аппарата можно простить ему этот маленький недостаток. Так что иногда легенды возвращаются и пусть это случается как можно чаще.
P.S. Запись производилась с винилового проигрывателя Denon DP-75M,головка звукоснимателя АТ-33Е , фонокорректор Accuphase C-220.
Используемые грампластинки: Deep Purple “In Rock”
The Crusaders “Rhapsody & Blues”
John Coltraine Quartet “Ballads”
Grant Green”Grand’S First Stand”
Для прослушивания использовались: усилитель Accuphase Pro 5 и акустические системы Sansui SP-G300.
P.S. Если Вам нравятся мои статьи читайте больше на канале "Стереопанорама" на Яндекс Дзен.
Комментариев:
4
Главная печаль нашего времени то, что техника, которой бредил в 70- е , недоступная как Марс или Венера, сейчас спокойно выкупается за небольшие деньги, казалось бы, пляши и пой от счастья, сбылось......Только нет желания войти в далеко уплывшую воду желаний. И сам, сочинявший в 80-е трехмоторки со сквозным каналом и не одну, сейчас взираю равнодушно на штабеля Ревоксов и Сони у приятеля , не понимая, зачем он всё это затеял снова. Винил есть, лампа звучит, сиди есть, комп набит звуком по самы ухи, какой ещё магнитофон-шмагнитофон нужен?
Добрый вечер. Хм!? Странно, конечно, Вам нравятся файлы или СD, так в чем дело? Мне нравится звучание винила и магнитной ленты. Вам шмагнитофон- магнитофон не зачем, а мне так ко двору. Мы все разные и это замечательно и ни какой печали! Как то так.
Может не так выразился, хотел сказать, что для любого явления - своё время и свои ценности. Моё время ушло к сожалению.
И я не против магнитозаписи, наоборот, ценю особый шарм этого звука, но затевать с нуля магнитофонную тему мне уже поздно . Особенно с приличной коллекцией винила и сиди.
Но недавно оживил пылившийся лет 20 катушечный Маяк-203, включил, чем несказанно удивил внука. Для него эта техника - высадка инопланетян.
Тут не поспорить ;) У меня дочь, сначала очень презрительно относилась к пластинкам. Для нее это было так не удобно и не практично. Сейчас ей 29, и ... она слушает винил... а равно задумалась о покупке магнитофона, правда бобинника. Может дело не во времени? А в нас самих.
И винил и особенно магнитозапись хранят некую тайну облагораживания звука.
Да и само прослушивание это особое действо, -достать из конверта огромный диск, установить его на проигрыватель, а потом неспешно рассматривать конверт. Либо установить катушку, закрепить ракорд, проверить натяжение и включить, завороженно наблюдая за вращением прозрачных катушек и движением стрелок индикаторов уровня. Это трудно передать и это - замечательно .
С винилом мне проще ещё по причине целого парка измерительных приборов и измерительного винила. И увидеть ачх любой головки не вопрос. А вот тест-лента для магнитофона и раньше была недоступна и сейчас. А без неё вообще не стоит затевать настройку , хотя многие мастера как-то обходятся. ( И результат -налицо)
Совершенно верно,вы не писали про наличие сквозного канала,но моё замечание относится исключительно к вашей фразе о автоматической установке тока подмагничивания при калибровке : "...при включении режима автокалибровки магнитофон сам формирует тестовый тон-сигнал и записывает его на ленту. При этом устанавливается величина тока подмагничивания и, одновременно, устанавливается азимут...". Автоматической установки тока подмагничивания в данном аппарате НЕТ.Ток автоматически устанавливается только в моделях 700ZXE,700ZXL,1000ZXL.Совершенно верно,вы не писали про наличие сквозного канала,но моё замечание относится исключительно к вашей фразе о автоматической установке тока подмагничивания при калибровке : "...при включении режима автокалибровки магнитофон сам формирует тестовый тон-сигнал и записывает его на ленту. При этом устанавливается величина тока подмагничивания и, одновременно, устанавливается азимут головки относительно магнитной ленты". Автоматической установки тока подмагничивания в данном аппарате НЕТ.Ток автоматически устанавливается только в моделях 700ZXE,700ZXL,1000ZXL.Совершенно верно,вы не писали про наличие сквозного канала,но моё замечание относится исключительно к вашей фразе о автоматической установке тока подмагничивания при калибровке : "...при включении режима автокалибровки магнитофон сам формирует тестовый тон-сигнал и записывает его на ленту. При этом устанавливается величина тока подмагничивания и, одновременно, устанавливается азимут головки относительно магнитной ленты". Автоматической установки тока подмагничивания в данном аппарате НЕТ.Ток автоматически устанавливается только в моделях 700ZXE,700ZXL,1000ZXL.И не мешало бы добавить,что устанавливается азимут головки ЗАПИСИ,головка воспроизведения при этом неподвижна.Это очень важно,так как например у Nakamichi DRAGON, азимут в автоматическом режиме подстраивается у головки ВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ,головка записи при этом остаётся неподвижной.В целом общий смысл калибровки Вами передан,я просто указал на одну Вашу ошибку и нюансы по поводу головки.С Уважением.
А вот с этим спорить не буду.Действительно неправильно сформулировал.Надо было написать что ток подмагничивания выставляется автоматически при выборе типа ленты.
Вообще про ток не надо было писать))).Это ведь очевидная вещь,в абсолютно любом магнитофоне.Все равно что написать:"При нажатии кнопки питания,в магнитофон автоматически подаётся напряжение".Или "При нажатии кнопки Play, магнитофон автоматически переходит в режим воспроизведения".
У меня 4ре Нака,отличные магнитофоны!
Очевидные вещи порой очевидны далеко не всем.Даже тем кто рос в эпоху магнитной записи. А современной молодёжи-тем более.
Зато для этой молодёжи понятны процессы происходящие в компьютерах,смартфонах,ноутбуках.А далеко не каждый кому за 50 в этом разбирается.Скажу больше: у меня есть знакомые кому и сорока нет,а в компьютерах ни в зуб ногой.
Абсолютно верно.Мне 31.
В статье ошибка!660я модель, также как и ее сестра 670я не устанавливает ток подмагничивания в автоматическом режиме!Ток подмагничивания устанавливается один раз при настройке деки,и эта регулировка не выведена на панель,в отличие например от 682 zx.660zx подстраивает азимут головки записи при включении режима калибровки.Имеет также поиск по паузам из интересных фишек.Не имеет сквозного канала.
По поводу сквозного канала-так его действительно нет.Но я и не писал что он есть.А насчёт остального-вот официальная информация:"...Оснащен функцией автоматического выравнивания азимута, которая автоматизирует регулировку азимута.
Лента может быть отрегулирована просто путем установки ленты для записи и включения переключателя калибровки. Когда индикатор кнопки воспроизведения перестанет мигать, настройка будет завершена.
В реальной работе, когда калибровочный переключатель включен, встроенный тестовый сигнал 400 Гц 0 дБ включается и записывается. Затем синусоидальный сигнал 400 Гц, воспроизводимый немедленно, преобразуется в прямоугольную волну, и продвижение (задержка) между левым и правым каналами обнаруживается схемой фазовой дискриминации. Схема переключения работает с помощью этого фазового сдвига и управляет выходом операционного усилителя. В зависимости от того, продвигается или задерживается правый канал относительно левого канала, выходной сигнал операционного усилителя = плюс или минус напряжения, подаваемого на клемму двигателя, изменяется, и направление вращения двигателя изменяется. Это перемещает рычаг, соединенный с редуктором, и регулирует угол наклона записывающей головки..."
То есть, в 660-м есть автоплдстройка азимута по аналогии с Драконом 1000-м? Функция такая впечатляет, что уж, но по мне вытащить наружу крутилку для настройки, а для точности фазировку сигнала в одном канале инвнртировать, после чего на слух всё делается за пару секунд.
Спасибо, впечатления от кассетной деки такого уровня всегда будут положительными! Я если честно не могу понять, как ещё не начался ренессанс кассетных аппаратов как например у винила? Звук отличный, удобство на уровне (в сравнении с катушками и даже винилом), что ещё надо? Думаю не за горами это дело, скоро прорвёт и днём с огнём не сыщешь тогда Наку за вменяемые деньги. Вот лет 7-10 назад я бы знал как они звучат, то уже штук 10 купил бы по 200€ )))))
Почему не начался ренессанс - это как раз понятно. Молодежи это ни к чему, а те, кто интересовался и интересуется магнитной записью натыкаются на главную проблему: с чего писать? С собственного винила? Зачем создавать дубли? Брать у кого то пластинки и записывать? Ну не знаю как где,а у нас ни один винильщик так просто тебе пластинку не даст. Я бы не дал.Для настоящего фаната винила пластинка-как жена: напрокат её давать кому-то-моветон мягко говоря.
Alex, с Tidal или файлов пишу, с кассеты потом звук намного лучше как это не парадаксально.
Александр, в точку впше замечание про то, что писать на ленту и откуда. С МП3 плеера? Или с ютуба? Винил может и дадут, но лично я, как сказала одна маленькая, но гордая птичка, записываю винил в вавы и храню на жестком диске. Оттуда куда душа пожелает. А касснта при всех достижениях тех лет всё равно не сравнится с обычной трехмоторной катушкой на 19см, всё очарование кассетой сдувается в момент.
Купил на прошлой неделе Eumig 1000, вчера слушали с другом, сравнивали. Пришли к выводу, что играет она на много лучше чем Naim ND5XS, чуть лучше чем CDX2 и чуть хуже катушки ASC AS6002 на 38 скорости, двухдорожной. Так что это у меня теперь основной источник, файлы там и рядом не стояли по качеству)))
Просветите дубаря, вас ист Оймиг 1000, ихь вайс нихьт. И что такое сидиэкс 2? Мне знаком с таким именем лишь сиди первого поколения Бенг Олафсен.
С катушками знаком давно и плотно, все их собрал с нуля и настроил, записал фонотеку, потом эра видео, звук попал в отстой, думал, не вернусь к этой теме никогда, а поди ж ты, как все обернулось....
Извините, Eumig FL-1000, а CDX2 и ND5XS это всё Naim Audio.
Знаком с NAIM CD3 ,сидиплеер такой, там тда1541 с крутой обвеской, звук вообще не понять чей, сам по себе. Особый. Но не мой точно.
Пройдите быструю авторизацию в системе, чтобы комментировать статьи и обзоры.