Люксовая линейка компонентов компании Pioneer, несущая пафосный шильдик «Exclusive» - известна практически любому человеку, считающему себя аудиофилом в той или иной степени. Конечно, данная линейка не может похвастать столь длинной историей и количеством выпущенных моделей, как линейка Citation у Harman Kardon: первые изделия датируются 1975 годом и общее количество моделей (проигрыватели винила, акустические системы, предварительные усилители/усилители мощности) не превысило двух десятков. Но зато, в этом портфолио, нет ни одной заурядной модели. Да, возможно, какие-то более интересны, какие-то менее, но ИНТЕРЕСНЫ! И это самое главное. Кстати я не зря упомянул Harman Kardon. Если кто-то ещё не читал мою статью об усилителях Citation X-I/X-II («Цитируем классику»), то советую ознакомиться с ней до того как прочтёте текущий материал. Просто вольно и невольно я периодически буду сравнивать «Эксклюзивы» с «Харманами» и, чтобы было понятнее, лучше изучить предысторию.
Изначально данный материал планировался в двух частях. Первая часть была готова ещё в феврале, но я не стал её публиковать сразу - надеялся закончить вторую часть, а уж затем выложить всё вместе. Однако реставрация кабинетов моноблоков М-5 затянулась на очень неопределённое время. Так что я расскажу о классической (и, наиболее распространённой) связке: предварительный усилитель С-3 + усилитель мощности М-4,а уже потом, если всё сложится, появится вторая часть о М-5. Итак, С-3. Он из 1975 года и стоил на тот момент 315000 иен. М-4 -1974 год и 350000 иен соответственно. Итого 665000 иен или около десяти тысяч долларов на тот момент. Любопытно, что вышедшие в 1981 году модификации С-3а/М-4а стоили 430000 иен каждый, то есть 860000 иен за пару, но в долларах это были практически те же самые десять тысяч (ну долларов триста разница всё же была) по причине инфляции: иену тогда лихорадило, как сейчас лихорадит российский рубль. Между прочим упомянутые С-3а/М-4а отличались от прародителей главным образом позолоченными терминалами и более толстым силовым кабелем. А теперь перейду к посетившим меня аппаратам.
Я бесчисленное количество раз видел фото и видеоматериалы, запечатлевшие эти модели, но в очередной раз убедился, что живьём это выглядит гораздо эффектнее. Причём именно в паре аппараты выглядят шикарно. Порознь - уже совсем не то. Например усилитель мощности, даже несмотря на «стрелочки», в одиночестве создаёт впечатление какой-то незавершённости и только вместе с предварительным усилителем выглядит как законченное изделие. Мода на деревянные кабинеты, зародившаяся ещё в сороковые годы, в 70-е была всё ещё актуальна и лишь во второй половине 80-х сошла на нет, в угоду технологичности. Правда у медали была и оборотная сторона. Усилитель мощности, работающий в классе «А» , нагревался весьма и весьма неслабо. Чтобы угодить эстетам и не устроить в помещении маленькую Хиросиму разработчики воткнули в усилитель мощности пару вентиляторов. Достаточно тихих надо сказать но, тем не менее… Тот же «Харман», имеющий лишь пассивное охлаждение, при работе нагревался меньше. Если только не был установлен в закрытую стойку. Считать ли систему охлаждения М-4 недостатком? Думаю, нет. Скорее это особенность, которую надо учитывать. Ещё одна особенность, теперь уже у предусилителя С-3. А именно: отсутствие МС-секции фонокорректора. Наверняка этот момент был просчитан изначально: кому надо МС-тот приобретёт внешний МС транс или внешний же фонокорректор. Поскольку у меня в наличии есть и то и другое, то огорчаться по данному поводу не стану: оценю фонокорректор С-3 с помощью внешнего МС-трансформатора. Но потенциальному владельцу этот момент стоит учесть. Что касается функционала, то даже по фото видно, что там всего более чем. А ещё кнопочки, гнёзда и регуляторы под откидными крышками и предусилителя и мощника. Однако в подробностях расписывать что там и как, наверное нецелесообразно. Сейчас балом правит минимализм и то, что в аппаратах 70-80-х годов было востребовано, теперь не нужно в принципе. Ну, разве что в том случае если помимо винила и цифровых источников в вашей системе сохранился магнитофон/магнитофоны… А вот задняя панель С-3 заслуживает пары лишних слов. Её расположение под углом позволяет коммутировать источники с максимальным визуальным комфортом, а дополнительная выдвижная полка позволяет, в случае необходимости, превратить верхнюю крышку С-3 в прямоугольное пространство ( ассоциации с кухонным столом - трансформером возникают непременно). Но, опять же и эта медаль имеет обратную сторону. Предварительный усилитель должен стоять на самом верху иначе все достоинства коммутации превратятся в недостатки. Кажется ничего важного не упустил. Пора и музыку послушать. Тестовая связка всё та же (акустика Sansui SP-G300, универсальный проигрыватель/ЦАП Pioneer DV-AX10, проигрыватель винила Denon DP-75M с МС картриджем АТ-33Е, медиаплеер Dune HD DUO, универсальный проигрыватель Cambridge BD-650 … ), соответственно все те же достоинства и недостатки о которых я упомянул в статье «Цитируем классику». Я об акустике. Как и в прошлый раз, уровень усилителя явно превышает возможности колонок и потенциал опять останется нераскрытым. Так что все изыскания заведомо условны. Получается, что я просто оцениваю тот или иной аппарат в своей системе, но возможности его роста кроются в области теоретических предположений и только. Тем не менее, если аппарат достойный, то он и в такой системе сумеет себя проявить. Так уже много раз было и, наверняка, будет. И ещё раз повторюсь о связке предусилитель/усилитель мощности. Когда усилитель мощности позволяет автономное использование, то есть без предварительного усилителя, то подобный вариант я тоже задействую. Но обязательно в сравнении. С М-4 такой номер не пройдёт - регулировки громкости у него нет. Многие используют пассивные селекторы с регулятором громкости, но я таковых не держу. А экспериментировать с различными предусилителями других брендов – можно до бесконечности. Поэтому в данной ситуации родная связка и всё. Итак, слушаем.
Как обычно начал с тестовых подборок на «цифре» - «цифре», которая, в кои-то веки, прозвучала как аналог за очень редкими исключениями. С-3/М-4 делают упор на СЧ-диапазон и слегка вуалируют высокие частоты, но как филигранно они это делают. Я, после десятка альбомов, даже не могу сказать что мне чего-то не хватило. Ожидаемо проигрывая «Харманам» в масштабности вширь, «Эксклюзивы» копают вглубь. Да хорошо так копают. И звуковые образы, которые «Харманы» преподносят с американским размахом, «Эксклюзивы» трактуют в масштабе один к одному. Вокал – бесподобен: натурален и глубок, как глубоки и тембра инструментов. Не субтильные, как нередко бывает в трактовке аппаратов попроще, а наполненные жизнью до краёв. Именно за счёт этого минимизируется цифровая резкость и «грязь». «По улице моей» в исполнении Варвары Визбор воспринимается как оригинал с Аллой Борисовной из 70-х звучащий с винила. Мне очень нравится Варвара, но как же ужасно звучат её релизы с цифры - а тут, релиз тот же, но всё вкусно и комфортно. Да, чуть сглажено, но эта сглаженность на пользу, а не во вред. Или «Инструментальный альбом» группы «Грассмейстер» - со времен недолгого владения моноблоками Accuphase M-60 я искал именно такую прорисовку сцены, какую мне преподнесли эти моноблоки. И вот, почти случилось. Не точь в точь, но максимально рядом. А мой любимый Accept – я думал на «металле» «Эксклюзивы» спасуют. А они не только не спасовали, но и привнесли новые краски. Да и танцевальные композиции в стиле «диско» прозвучали с должным задором. Может быть последний жанр на «Харманах» был чуть более убедителен, но я не сравниваю эти аппараты между собой. Во всяком случае напрямую не сравниваю. Они сильные соперники и, по моему мнению, примерно равны. И если бы мне пришлось выбирать для себя между «Харманами» и «Эксклюзивами» я не знаю, что бы я выбрал.
Прослушивание SACD на этот раз ограничилось тремя релизами: Diana Krall, Roger Waters & Dire Straits. Если первые два прозвучали практически неотличимо от винила, то есть мягко и аналогово, то Dire Straits всё же локализовался как «цифровой». Да, очень высокого уровня, но было слышно, что это не аналог. Однако любители вкусного, «смачного», яркого звука были бы в несомненном восторге. Каждый удар в мембрану басовой бочки одновременно дублируется ударом в диафрагму. Именно за это (в том числе) я и люблю полноразмерные винтажные напольники: достаточно выкрутить ручку громкости на «10 часов утра» и ты уже в первых рядах на живом рок - концерте. Есть усилители, достаточно подробно разбирающие музыку на молекулы и атомы. Настолько подробно, что потом в мозгу цельная картинка никак не складывается. «Эксклюзивы» же, выдергивая из глубин среднечастотного диапазона мельчайшие нюансики, подают музыкальное полотно слитно – оно не распадается на мозаичные осколки и выглядит как фото, сделанное на классную плёночную «зеркалку».
После первых двух-трех дней знакомства с С-3/М-4 не могу удержаться от очередного (явно не последнего) «флешбэка». На сегодня эта пара, наверное, самый доступный по финансам вариант если рассматривать линейку Exclusive (М-10 не в счёт - там нет класса «А» и вообще всё гораздо проще). Если рассматривать только варианты в хорошем техническом/косметическом состоянии, то приобрести за треть от первоначальной стоимости данную пару абсолютно реально. Но… И вот тут сразу возникает куча «подводных камней», которые справедливы и по отношению к аналогичным комплектам других производителей. Некоторые наивно полагают что, купив подобный усилитель в свою систему, на замену какому-нибудь сравнительно недорогому Денону, Сони, Виктору, Ямахе…(список можно продолжать до бесконечности) - они сразу станут членами Хай-Энд клуба, а сделав подобное приобретение и не услышав ничего нового сразу начинают говорить что аппарат г…но, что его старый усилитель за триста долларов звучит лучше и т.п. При этом человек сэкономил многократно: он купил только мощник, поскольку предусилитель, по мнению завсегдатаев различных форумов портит звук ( так бывает, но далеко не всегда), вторая экономия - пассивный регулятор громкости с Али-Экспресса (громкость то регулировать как то надо) сделанный неизвестно кем и неизвестно из чего или, что тоже не по «фен-шую», в качестве предусилителя и регулятора громкости используется китайский цап с цифровым регулятором громкости. Третья экономия – питание. Я до сих пор не сказал, что так же, как и в ситуации с «Харманами», «Эксклюзивам» потребовалось гораздо больше, чем предполагалось изначально. Двухкиловаттного транса не хватило и в этот раз. Пришлось снова использовать трёхкиловаттник. Как деградирует звук, при просадке по напряжению, я теперь постиг на практике и в каждом последующем знакомстве с аппаратами, работающими в классе «А» буду уделять этому моменту первоочередное внимание. Четвертая и пятая экономия, при покупке дорогих усилительных компонентов, часто сводится к использованию несопоставимых по уровню источника и акустики (но об этом я уже выше сказал). И вот начинает человек городить огород из несочетаемого. А ведь достаточно вспомнить классиков: «..в одну телегу впрячь не можно, коня и трепетную лань…» (А.С.Пушкин) или «…однажды Лебедь, Рак и Щука…» и ещё «…проказница Мартышка, Осёл, Козёл и косолапый Мишка…» (неподражаемый Федор Крылов). Серъёзные меломаны, обладая и теоретическими знаниями и практическим опытом, годами выстраивают правильно звучащую систему, а тут «раз, два и в дамки»? Э, нет. Это вряд ли. Разве что случайно всё сложится, но это больше из области фантастики… Поэтому, если даже какой-то топовый компонент есть возможность купить очень даже недорого, семь раз подумайте: надо ли оно вам. Покупка одного повлечёт за собой покупку другого, третьего, а многие к подобным тратам оказываются не готовы и, в конечном итоге, наступает разочарование и прочие минорные моменты.
Винил. The Crusaders: «Rhapsody & Blues». Тот самый, приобретённый перед Новым Годом и отслушанный уже несколько раз через фонокорректор Accuphase C-220 и встроенный фонокорректор предварительного усилителя Harman Kardon Citation X-II. Соответсвенно воспоминания более чем свежи. Да и Accuphase под рукой. Лишь «Харманы» меня покинули. И вот тут всё оказалось достаточно просто. Несомненно фонокорректор С-3 достаточно хорош. Однако, как я уже сказал, он лишён МС-секции и проигрыватель пришлось подключать к входу ММ через внешний МС-трансформатор Fidelity Research (FRT-3G). И в данной связке всё весьма прилично. Тем не менее и при прослушивании через Accuphase и через Harman Kardon звучание было чуть более убедительным. Но будем справедливыми: и тот и другой занимают более высокие ступени в иерархической лестнице. Даже по цене, пусть эта величина и не всегда является определяющим фактором. Я, конечно, послушал и другие пластинки, но первоначальное впечатление осталось прежним: фонокорректор С-3, в своём классе, вполне может входить в число лидеров, но если позволяют финансы и место в стойке, то лучше использовать внешний корректор. Как вариант, можно поэкспериментировать с МС-трансформаторами.
Очередной «флешбэк». Многочисленные негативные «отзывы» (в кавычках потому что не знаю все ли они реальны) по «Эксклюзивам» в основном сводятся к двум-трем моментам: звучание «мутное», «замыленное» и «с предусилителем звук плоский». Что я могу сказать по данным моментам? Я собственно уже всё сказал, но повторюсь, мне не трудно: Многие чрезмерно эмоциональные «товарищи» часто грешат подменой понятий. Нейтральность-это мутность, а отсутствие «цык-бум» - это вердикт суда последней инстанции. Между тем Хай Энд – это не красивая окраска, а стремление смотреть на мир не через розовые стёкла очков, а без всяких светофильтров вообще. Реальность же такова что некоторые …да что там некоторые - большинство желает от неё укрыться. И для таких людей есть проверенный рецепт - Хай Фай. И черту, разделяющую эти зыбкие понятия, таким людям лучше не пересекать. А то народ привык к конфетам в красивой обёртке и карамель в сахаре, как правду жизни, перестал воспринимать напрочь. При этом я никого не хочу обидеть. Каждый имеет право свободно выражать свои мысли, но делать это лучше максимально нейтрально. Не навязывая своих взглядов другим…
Ну и классике уделим достойное внимание. Романсы Сергея Рахманинова - «музыка не для всех». В том числе и я не фанат данного направления. Но, неожиданно, впечатлило. Может не столько сама музыка, сколько её трактовка «Эксклюзивами». Ощущения камерной сцены – поразительные. Хосе Каррерас, Пласидо Доминго, Лучано Паваротти – более чем. А вот органные произведения Баха – это фантастика! Полная аутентичность! 100% ощущение органного зала ! Мне бы ещё высоту потолков в комнате хотя бы на метр увеличить – было бы вообще идеально. Постараюсь в дальнейшем этот диск использовать во всех тестах. Ну и напоследок Антонио Вивальди «Времена года». Данный релиз у меня в двух вариантах: Blu Ray-audio и CD. Обычно использую первый вариант. 24/96, фантастический динамический диапазон и пр. Но в этот раз решил включить CD. И…слов нет. Всё что высказано по отношению к Иоганну Себастьяну можно вполне применить и в данном случае. Резюмирую: Экзамен на воспроизведение классического музыкального материала дуэт С-3/М-4 сдал на «отлично». Казалось бы на этом можно поставить точку, тем более что выводы сделаны в процессе и добавить по существу нечего. Однако, я вначале упомянул о предполагаемой второй части, поэтому пусть пока будет многоточие…
Если Вам нравятся мои статьи читайте больше на канале "Стереопанорама" на Яндекс Дзен.
Комментариев:
6
Спасибо, что ответили. Я тоже обратил внимание на некоторые технические данные и они меня тоже не впечатлили. Просто хотелось какое то подтверждение моим предположениям. С нетерпением слежу за вашими публикациями и огромное спасибо этому сайту и непосредственно главному виновнику его возникновения Павлу Санаеву за возможность находить более или менее короткий путь для достижения свих целей в мире музыки и звука.
Здравствуйте Александр! Спасибо вам за ваши интересные и познавательные обзоры, по крайней мере, есть возможность что то узнать нового, неизвестного. У меня в общем то вопрос, нет ли у вас информации по этой паре из серии эксклюзив Pioneer C1500+M1500? Спасибо.
Может вы имели ввиду Pioneer CN-1500/SC-1500 ?
извиняюсь SM-1500
Или всё же эти : https://audio-heritage.jp/PIONEER-EXCLUSIVE/amp/c-1500.html и https://audio-heritage.jp/PIONEER-EXCLUSIVE/amp/m-1500.html
???
Но вообще ни те ни другие не входят в линейку "Эксклюзив".Да и судя по цене,весу и тех.данным довольно бюджетные и заурядные.Хотя смотря с чем сравнивать конечно. Тем не менее везти подобную технику из Японии-нецелесообразно.Сейчас во всяком случае.Доставка,налоги,профилактика и вот уже получится довольно внушительная сумма даже если там купить за копейки. Смысл есть только когда аппарат действительно ТОП.
Очень вкусная статья, спасибо!
когда будет ЕВРОПА?
Когда же вы расскажете нам о Европе?-спросили профессора-востоковеда...))))А если серъёзно,то надеюсь что вопрос риторический: я пишу о том,что попадает в мои руки и не выбираю-беру что дают.Дадут Европу-напишем о ней.Хотя я далеко не единственный автор и о многих европейских аппаратах материалы были,есть и будут.В том числе и на данном сайте.
Спасибо за увлекательный, как обычно, обзор! Всегда Вас с огромным удовольствием и интересом читаю. Только дедушку Крылова не обижайте, он все-таки Иван Андреевич)))
И Вам спасибо за оценку.Что же касается отчества Крылова,как и любого другого человека определенного возраста,то это чисто наше,русское.В большинстве стран вообще не принято называть человека по отчеству,но это не значит что его не уважают.Я вот тоже в возрасте, когда имею право требовать обращение по имени-отчеству,однако я этого не люблю.Когда к тебе обращаются просто по имени-моложе себя ощущаешь))))
Верно подмечено на счет мутности.Знакомый так и описал,затем заменил все кондеры и сказал,что ему больше понравился получившийся звук.Я противник замены рабочих элементов в аппаратах,а тем более такого уровня!К тому же подобрав остальной тракт,как верно подмечено,можно просто слушать музыку и получать удовольствие в жизни)))
Даже если что то ПОХОЖЕЕ на "мутность" порой и проявлялось,то это скорее огрехи записи которые передаются как есть,без преукрас.Любой релиз на SACD (да и на фирменных CD)звучал ультродетально,динамично,с прекрасной прорисовкой отдаленных планов.Легкая вуалька иногда проявлялась лишь на файлах с жесткого диска,а вот их природа то как раз и неизвестна.
https://bit.ly/2JKQsHi
Да,когда источник ПК,то много нюансов,влияющих на звук и подчас ощутимо,не смотря на казалось бы незначительность изменений)У самого такой источник цифры и очень долго настраивал его,много перечитал,перепробовал)Эти Exclusive были одними из некоторых,ка которые я смотрел с благоговением)
Пройдите быструю авторизацию в системе, чтобы комментировать статьи и обзоры.