БАЛАНС, НО НЕ КИСЛОТНО-ЩЕЛОЧНОЙ…

blog-detail-img
avatar @AlexA66

   Усилитель мощности PC2002M, из линейки профессиональных усилителей компании Yamaha, уже гостил в моей системе в течении пары недель и было это примерно два года назад. Положительные впечатления от того знакомства конечно же остались, но эти самые впечатления никак не состыковывались с теми восторженными панегириками, которыми данный усилитель (а заодно и более простые модели Р2100 и Р2200) осыпали на многих форумах и сайтах. На мой (субъективный) взгляд все эти усилители принадлежали к весьма высокому (но не абсолютно топовому) Hi-Fi сегменту и причислять их к Hi-End не стоило однозначно. Впрочем, у каждого своё видение и собственная шкала градуировок. Меня же больше смущал один нюанс, разобраться с которым мне в своё время не довелось. Дело в том что РС2002М,в отличии от Р2100 и Р2200 был полностью балансным, тогда как 2100 и 2200 хотя и щеголяли разъёмами XLR на задней панели, но балансными не являлись. Увы, тогда, во время моего первого знакомства с 2002-м, балансного источника в моей системе не было и как поведет себя данный усилитель в таком подключении -можно было лишь предполагать. Однако предположение-это далеко не факт. И вот теперь все предположения можно наконец проверить. Есть и балансный источник (Pioneer DV-AX10) и приличный балансный межблочник и опыт… За последние пару лет я протестировал очень много аппаратуры и в большинстве своём это были усилители высокого класса. Соответственно есть с чем сравнить. Пусть и не  в живую, а по памяти. Но для начала пара слов о РС2002М. Причём на том, что общеизвестно я акцентироваться не буду, а вот о том что скрыто…

   Как я уже сказал усилитель РС2002М имеет балансную схемотехнику. Насколько она хороша(или плоха) мы узнаем чуть позже, а пока поговорим об особенностях. Я не буду приводить никаких цифр и тех. характеристик. Всё это можно найти и в интернете. О выходной мощности можно сказать лишь то, что её достаточно всегда и даже предполагать с какими колонками данный усилитель не справится - я не рискну. Наверняка справится с любыми. Но раскачать акустику - это одно, а чтобы получить гармонию в звуке одних лишь ватт недостаточно. Поэтому всё равно любую связку всегда надо слушать. На фасаде усилителя два  информативных стрелочных индикатора, которые вкупе со ступенчатыми регуляторами громкости делают процесс управления выходной мощностью аппарата предельно точным и удобным. Естественно что «родного» предусилителя к данному мощнику в природе не существует, но тут тот самый ( нечастый) случай когда предусилитель не только не нужен - с большой долей вероятности он будет лишь во вред. Во - первых вы лишитесь балансного подключения (балансный предусилитель дорог и редок), а во-вторых я уже пробовал подключать предусилитель к данному мощнику. Причём это был предусилитель Ямаха. Звук сразу стал заметно хуже. Но это особенность профессиональных аппаратов. Они самодостаточны и ко всему «лишнему» относятся негативно. В бытовых же «двухблочниках» предусилитель очень важен. И не верьте что к примеру мощник Technics SE-A100 играет лучше без родного преда SU-A200.Ничего подобного! А есть связки в которых мощник без преда играет заметно хуже. Впрочем и обратные ситуации случаются, но вот они то как раз не правило, а исключение. Но если Вы не используете балансные источники, а источников в системе много и перетыкать провода постоянно нет никакой возможности – купите (или сделайте сами) пассивный коммутатор входов. Как вариант – пассивный коммутатор входов с пассивным регулятором громкости, поскольку сейчас мы коснёмся первой особенности данного усилителя. Дело в том что в аутентичном (заводском) состоянии усилителя регуляторы громкости даже в минимальном положении на самом деле не убираются «в ноль».В этом минимальном положении громкость аппарата такова что без проблем можно устроить дискотеку в 20 метровой гостиной. Почему так сделано - не знаю. Японцы - народ практичный и просто так ничего не делают. Понятно что в свое время усилитель ну никак не предполагался для домашнего использования, а для проф. применения эта особенность наверное была необходима. Ну да ладно - суть сейчас в другом. А именно: как от этой «особенности» избавиться, либо как её обойти. Один вариант, с пассивным РГ и переключателем входов я уже озвучил. Второй-с применением полноценного предусилителя - тоже. Плюсы и минусы обоих вариантов тоже перечислены. Но есть вариант третий - бескомпромиссный. Вариант несложный и наименее затратный. Но без специалиста, самому - лучше не пытаться. Дело в том что для того чтобы регуляторы громкости убирались «в ноль» их надо ВСЕГО ЛИШЬ разобрать и перепаять две перемычки. Почему я выделил фразу «ВСЕГО ЛИШЬ»? Да потому что РГ в Ямахе лишь условно - разборные. Есть кое-какие подводные камни (читай: нюансы) Поэтому всегда надо помнить один из главных врачебных постулатов: НЕ НАВРЕДИ! Не надо экономить на услугах специалиста если ты сам таковым не являешься. Если надо я могу подсказать такого специалиста в своём городе. И предыдущая Ямаха и нынешняя прошли через его руки, как и ещё с десяток-полтора усилителей только данной (!!!)модели. И все они были лишены двух особенностей делающих их эксплуатацию несколько неудобной. Об одной особенности мы уже поговорили (регулировка громкости), теперь на очереди вторая. Наверняка немногие знают, что далеко не все Ямахи РС2002М рассчитаны лишь на напряжение 100 вольт. Какая то их часть идёт с трансформатором у которого есть возможность мультивольтажного подключения. Но, опять же, для того чтобы Ваш аппарат мог работать от наших родных вольт -обратитесь к мастеру. В противном случае - читай выше. Как определить по внешнему виду аппарата какой в нем трансформатор - не спрашивайте. Это коммерческая тайна и к тому же не моя. Каждый имеет право на свой кусок хлеба. С маслом или с икрой - не важно. Мне никогда не жаль денег если я отдаю их НАСТОЯЩЕМУ МАСТЕРУ без кавычек. Потому что уверенность, что тебе всё сделали качественно и «на века» - дорогого стоит. Что дает питание на 220/240 вольт? Прежде всего экономию порядка 8 -10 тысяч рублей на понижающем трансформаторе (А данному усилителю, если он 100 вольтовый,  требуется понижающий транс желательно на пару киловатт). Ну и удобство в виде отсутствия лишних проводов. Конечно, при переключении на наше питание Вам все равно придется заплатить специалисту. Но, один раз и, вдвое меньше. Ну, вот и всё собственно об особенностях. Назвать их недостатками - я не рискну. Ведь нельзя же считать недостатком каръерного самосвала его размеры из-за которых он не помещается в ваш гараж. Он просто на это НЕ РАССЧИТАН. И, когда мы включаем в домашний сетап аппараты из профессиональной среды, надо помнить что они  рассчитаны на использование в других условиях и конечные цели и результаты не всегда могут совпадать с «гражданскими» аналогами.

   Ну а теперь - десерт. Ну что тут скажешь? Действительно, через два года, второй раз - словно первый…Тем более в балансном подключении. Которое добавило масштаба в ширину, что было ожидаемо и в глубину, чего я не особо ждал. За это я однозначно добавляю звезду в копилку данного усилителя, но хотя в моих глазах он и вырос от топовых монстров типа Technics SE-A100 или Denon POA-3000 его всё равно отделяет некоторое (незначительное по нынешним меркам) расстояние. Хотя, положа руку на сердце, ну что ещё можно купить за тысячу долларов чтобы получить звучание подобного уровня плюс балансный тракт и плюс фантастическую выходную мощность? НИЧЕГО! Именно чтобы получить эти «3 в 1» вы за озвученную сумму не найдёте никакой альтернативы. Но вернусь к звуку.

   По характеру звучания РС-2002М примерно посередине между бытовыми моделями В2/С2 и А2000/А2000А. От первых у неё комфортное звучание располагающее к длительному комфортному прослушиванию, а от вторых высокое разрешение. Всё вместе даёт очень «вкусный» коктейль, в котором нет явных акцентов, благодаря чему в музыкальном полотне ни одна деталь не уходит на второй план. Эдакая «правильная», ровная подача. Она не всем близка, но это аксиома: нельзя быть хорошим для всех. К примеру для джаза я бы выбрал что то другое. Или «лампу» или «Accuphase» / «Counterpoint» и т.п. А вот для рока, металла, попсы и диско Yamaha PC2002M подходит как нельзя лучше. Она и джаз отыграет вполне адекватно - просто я периодически от объективности перехожу к собственному, субъективному мнению. А я всё же несколько избалован выбором. Да и возраст у меня такой, что требования стали несколько завышенными. Это я к тому, что на 100% доверять моим оценкам не надо.

   Ну и последнее. Каждый тестируемый мной усилитель как правило отыгрывает определённые треки или альбомы лучше других. Данная Ямаха - не исключение. Понравилось из прослушанного многое, но заострить внимание хочу на одном альбоме. Варвара Визбор. «Варежка». Записан альбом, как и многие современные релизы «на грани». Почему звукорежиссёры так стали задирать уровень громкости - практически до черты, за которой начинаются слышимые искажения? Вопрос адресован в пустоту и потому считается риторическим. Тем не менее альбом Варвары именно на Ямахе и именно в балансном подключении прозвучал настолько пугающе реалистично, настолько трёхмерно точно и с таким ярко выраженным эффектом присутствия, что впору было сказать : нас и так в тесной квартире трое, да плюс кошка, ты то, Варвара, куда к нам пытаешься втиснуться?! Но шутки шутками, а что было-то было. Между тем у Варвары совсем недавно вышел ещё один альбом «МногоГолосье». Его я на Ямахе ещё не слушал…да и пожалуй что не стоит этого делать. Почему? Да потому что чем дольше я слушаю этот усилитель, тем больше он мне нравится. А чем больше он мне нравится - тем меньше в моих рассказах объективности. А это - неправильно. Моя задача быть беспристрастным насколько сие возможно. Потому подведу итоговую черту. Да, в своё время я этот усилитель несколько недооценил. Конечно лучше недооценить чем переоценить, но факт остаётся фактом. Правда он бы у меня тогда и за месяц не раскрылся, поскольку достойного окружения не было. Имейте это ввиду если соберётесь приобрести такой или подобный аппарат. Ему в компанию очень хорошо подойдет топовый источник (неплохо если с балансным выходом) и не менее топовая акустика. В такой конфигурации можно рассчитывать на многое. И у меня всё.

Комментариев: 

4

  • avatar @Paul Ramon 06/01/2020 в 21:18

    Приветствую.
    Едет сейчас такой усилитель, только без стрелок.
    Пара вопросов. На какие современные терминалы стоить заменить родные? Это жн относится к тюльпанам.
    Ко мне едет версия без задних рэковых ручек, но с ещё одной парой xlr разьёмов. В мануале про них не нашел (может плохо искал) что это за вход или выход? Ответы можно на почту.
    Спасибо

    Ответов: 
    1
    • avatar @AlexA66 07/01/2020 в 06:13

      Менять и акустические и RCA разъёмы можно на любые которые подойдут,Но желательно на более-менее качественные-аппарат достоин приличных компонентов.Что касается второй пары xlr разьёмов то понять вход это или выход-проще простого: у балансного типа подключения всего два типа разъёмов.Условно говоря "мама" и "папа" и каждый рассчитан либо на вход,либо на выход.Важно понять другое: для чего вторая пара разъёмов и как это реализовано: запараллелено или...

      Ответов: 
      1
      • avatar @AlexA66 07/01/2020 в 06:16

        Если мой ответ недостаточно информативен-пришлите фото задней панели вашего экземпляра.Диагноз по фото тоже не есть "зер гуд",но это всё же лучше чем ничего.

        Ответов: 
        2
        • avatar @Paul Ramon 07/01/2020 в 08:28

          Вот правильная ссылка
          https://yadi.sk/i/kZDdcCVS9FNrWA

          Ответов: 
          0
          • avatar @Paul Ramon 07/01/2020 в 06:58

            То есть китай тоже пойдет?
            Фото
            [URL=http://www.radikal.ru][IMG]https://c.radikal.ru/c08/2001/38/eb196ee4c0e3.jpg[/IMG][/URL]

            Ответов: 
            0
      • avatar @mazi 27/04/2018 в 23:58

        "Да, в своё время я этот усилитель несколько недооценил. Конечно лучше недооценить чем переоценить, но факт остаётся фактом. Правда он бы у меня тогда и за месяц не раскрылся, поскольку достойного окружения не было. Имейте это ввиду если соберётесь приобрести такой или подобный аппарат. "
        Приветствую , вот тут я с вами хочу согласиться ! Сам являюсь обладателем такого усилителя , только без буквы М и соответственно стрелочек . Играет он у меня больше года и за это время я сменил три пары акустики . С предыдущими двумя было обязательно использование лампового преда , иначе было как-то не очень . Сейчас я приобрел Diatone 1000z и прямо скажу , что до сих пор акустика была у меня по ниже уровнем (прошу не подтрунивать тех , для кого эти датоны не уровень !) Так вот , перебирая все возможные комбинации подключения из арсенала моих компонентов . я был очень удивлен тем , как оказывается играет этот усилитель без всяких приправ !!! Насколько все выдержанно в пропорциях , каков тональный баланс и сцена . После вашей статьи еще больше задумался над сменой сд проигрывателя и именно с балансными выходами , чтобы максимально раскрыть заложенный потенциал !
        Спасибо , за статью мне была очень полезна !!!

        Ответов: 
        1
        • avatar @AlexA66 28/04/2018 в 06:11

          1000 зет достаточно хорошая акустика,но потенциал усилителя до конца она не раскрывает.Поэтому с данным аппаратом Вам ещё предстоит много открытий и в плане акустики и в плане источников.А менять данный усилитель на что-то более высокое по уровню имеет смысл лишь когда из предыдущего аппарата выжато всё.К сожалению не все это понимают и торопятся менять компоненты.

          Ответов: 
          1
          • avatar @mazi 28/04/2018 в 09:29

            Хотел попросить вас поделиться опытом , если это удобно ! Подскажите мне пожалуйста пару - тройку сд проигрывателей стоимостью до 1200-1300 долларов в б/у варианте ( винтаж , новодел не важно ) которые бы адекватно играли рок , металл , джаз , блюз ! Желательно с балансными выходами ! Сейчас у меня играет Naim cd 5i и меня не покидает ощущение , что его есть смысл поменять . Хотелось бы добиться большего результата от этого вида носителя !!!
            Спасибо !

            Ответов: 
            1
            • avatar @AlexA66 28/04/2018 в 18:11

              Я так полагаю вопрос про си-ди проигрыватели с балансным выходом. За обозначенные деньги выбор не так уж и велик.Тем не менее он есть.Как есть и подводные камни.Лично я пользуюсь универсалом Pioneer DV-AX10.Здесь на сайте есть о нём моя статья "Бескомпромиссный универсал" так что повторяться о его достоинствах, коих много,я не буду. А вот недостаток по сути один: слишком сложно найти экземпляр в полностью рабочем состоянии.За 17-18 лет у большинства подсевшие лазеры,а найти новый оригинальный-практически нереально.Но если повезёт найти лазер то его цена будет в р-не 600-700 баксов.А то что предлагают на Ебее и прочих аукционах за вменяемые деньги-китайская подделка изначально работающая 50Х50.То есть из десяти лазеров пять могут не работать сразу.А то,что будет работать проживет полгода-год от силы.Но зато аппарат может работать как ЦАП.Причём очень классный ЦАП и именно балансный.Поэтому в случае отказа родного привода можно использовать внешний транспорт. Ещё из балансных аппаратов мне понравился Technics SL-P2000. Но и там могут быть проблемы с лазером. Больше ничего достойного из балансных источников мне в последнее время не встречалось. Правда можно пойти по упомянутому варианту: транспорт +балансный ЦАП. Последних на рынке сейчас море. Но с ЦАПами у меня богатого опыта нет.

              Ответов: 
              1
              • avatar @mazi 28/04/2018 в 18:19

                Спасибо , буду изучать данный вопрос !

                Ответов: 
                1
                • avatar @mazi 15/11/2019 в 23:40

                  свершилось , приобрел СД проигрыватель с балансными выходами (пишут что настоящий баланс ) Yamaha cd-s2100 . Что могу сказать, подача звука по балансу совершенно иная ! Такое ощущение , что выходы для подключения по RCA были сделаны на быструю руку по принципу , что-бы было . При балансном подключении возникает ощущение словно подключили другой усилитель ,причем классом выше ! Музыка становится намного натуральней и реалистичней (тут начинаешь понимать про какой Natural Sound идет речь ) , уходит резкость которая присутствовала на определенных фрагментах фонограмм . ничего не орет и не выпирает , все разборчиво и не утомительно ! все на своих местах . про сцену уже писали , с этим полностью соглашусь . это первые впечатления , надеюсь кому-то будут полезны . предстоит еще подобрать подходящий балансный кабель . очень доволен тем что не продал его , не разобравшись как это все приготовить ! единственное что меня смущает , как теперь к нему подключать корректор по RCA ? учитывая то , что по балансу он играет лучше .

                  Ответов: 
                  1
                  • avatar @AlexA66 16/11/2019 в 08:04

                    Если сильно хочется можно и фонокорректор балансный приобрести.Например Accuphase C-220 из хороших,но в силу почтенного возраста-сравнительно не дорог. Но дороже усилителя или почти рядом.

                    Ответов: 
                    1
                    • avatar @mazi 16/11/2019 в 13:31

                      тут вопрос уже скорее не в том , что хочется . а в том , как лучше ! посмотрим , я сейчас как раз ожидаю фонокоректор от одного мастера . вот и посмотрим , как он сыграет по RCA . от корректора ведь тоже очень сильно зависит и сцена и подача материала , может я зря переживаю !!!

                      Ответов: 
                      1
                      • avatar @mazi 16/11/2019 в 13:39

                        да и в моем случае балансный корректор будет однозначно дороже , причем сильно ! мне просто усилитель этот достался за смешные деньги 250 евро еще и с процессором в придачу . человек не понимал что продает, а ему как я понял он вообще достался даром ! внешний вид у аппарата слегка пострадал , но начинка в норме ! хотя я бы отдал его в грамотные руки на профилактику , ну там может почистить чего . только вот таких мастеров о которых вы писали у нас тут просто нет , к сожалению !

                        Ответов: 
                        0
        • avatar @hiendmusic 24/03/2018 в 00:48

          Спасибо за очередной интересный материал!

          Ответов: 
          0
          • avatar @ths_clan_su 21/03/2018 в 15:34

            Да, Варвара удивила-поразила-возмутила своим звуком!)))
            Но звук шикарен))) Да, не оставил шансов переплюнуть уже никому, но при этом всё еще музыкальный.
            По поводу "баланса-небаланса" сейчас именно пик обсуждений на форумах в узких кругах, и определенности от этого всё меньше.
            Да, "слаботочка" балансная мне понятна, как это работает, как сам источник может быть "труъ" балансным, начинаясь с 4-х параллельных микросхем ЦАП, и далее.
            Ну сам вывод мощности, в данном усилителе, с учетом его профессиональной ориентации, действительно двухтактный?
            Перешел на двухтактное подключение везде , начали с ультралинейной Симфонии-003, потом усилитель на микросхемах , класс АВ для акустики, далее D-класс для наушников ( по сути ШИМ), и возврата на однотакт не предвидится. Очень реалистичный звук. Но предусилитель однотактный, и со своими тонкостями, и пока менять нет желания.

            Ответов: 
            1
            • avatar @AlexA66 21/03/2018 в 16:27

              Пусть в узких кругах обсуждают что угодно и как угодно.А я уже сказал что балансное,а что нет."Правильный"или "неправильный" баланс,но он работает.В современных источниках балансных выходов на "правильных" трансформаторах наверное уже не встретишь ни и на микросхемах фишка работает.А вот в моём ламповом усилителе балансный вход на трансах.Правда изначально стояли мелкие китайские,а теперь настоящие японцы Tamura...

              Ответов: 
              0