АМЕРИКАНСКИЙ САМУРАЙ...сорок лет спустя

blog-detail-img
avatar @AlexA66

Наверняка те, кто постарше, помнят одноимённый боевик «эпохи видеосалонов» . Но сегодня речь пойдёт не о кино, а о самой «американской»  линейке японских акустических систем произведённой компанией SANSUI в конце 70-х годов ХХ века в тесном сотрудничестве с компанией JBL. Надо сказать что акустика JBL уже в те годы была на особом счету у японских меломанов - редкая удача для неяпонского производителя, завоевать сердца и уши восточных меломанов. И именно компания SANSUI являлась дистибьютором JBL на японском (и не только) рынке начиная с 1970 и до начала 80-х годов. Ну а параллельно инженеры JBL поучавствовали в создании линейки акустических систем Sansui SP-G200/SP-G300.Компанией SANSUI был приобретён ряд патентов, в том числе и на производство динамиков JBL , но уже под маркой SANSUI. К сожалению информации по данной теме немного, а та что есть , собрана по крупицам с разных сайтов, в том числе японских и англоязычных, поэтому за точность перевода поручиться не могу. Как бы там ни было , но в 1977 году SANSUI презентовала новую линейку АС. Я не буду с пеной у рта доказывать что на выходе получились полные клоны  JBL  43 серии, но , по крайней мере, очень близкое (можно сказать кровное) родство явно просматривается. Прежде всего это касается характера звучания - очень масштабное, слитное, но в то же время детальное и воздушное. Даже после многочасового прослушивания не появляется и намёка на утомляемость, а вовлечённость в музыкальное действо такая с одной стороны ненавязчивая, а с другой не отпускающая, что желающих расстаться с подобными колонками, даже сейчас, спустя почти сорок лет после их появления на свет, единицы. Ну а теперь о самих колонках. Как я уже упомянул в данной линейке было две модели SP-G200 и SP-G300. Но была и третья, а именно SP-G300II . Эта модификация была выпущена чуть позднее, позиционировалась как идеальная пара для топовых усилителей SANSUI того времени и, наверняка, таковой и являлась, но пока попытаюсь соблюдать хронологию событий. SP-G200 и  SP-G300 ( SP-L700/SP-L800 - маркировка для рынков других стран и прежде всего европейского) отличались друг от друга размерами основных динамических головок 2Х255мм или 2Х305мм и выходной мощностью 200 Вт. против 300Вт , что и было отражено в индексе каждой модели. Соответственно стоимость, габариты и вес 200-й модели были чуть меньше чем у 300-й: 430х835х360(37 кг.) и 100000 иен за штуку(1977 год) - у SP-G200 и 460х910х392(43,3 кг) и 130000 иен за штуку (1977 год) - у SP-G300. Обе модели имеют акустическое оформление - фазоинвертор. Кроме того есть незначительная разница  в чувствительности - 93дб( 200-я) и 95 дб(300-я). В остальном различий пожалуй что нет. Сравнить младшую и старшую модели между собой у меня к сожалению возможности не было, поскольку в моём распоряжении имеется только SP-G300, но думаю в комнате до 20 м2 разницы быть не должно, либо она незначительна. А вот в помещениях побольше она может быть более заметной. Формально обе модели двухполосные несмотря на  наличие в каждой двух, c ВИДУ одинаковых НЧ -динамиков и рупорного высокочастотника. На самом же деле динамики абсолютно разные - совпадает только диаметр-305мм.( SP-G300) Разница  не только в материале диффузора (видно что они разного цвета) но и в магнитах, катушках и даже в проводе которым намотаны эти самые катушки. Ещё более любопытными оказались результаты измерений (была такая возможность) Фактически средний динамик - широкополосник, в то время как нижняя головка рассчитана только на НЧ - диапазон. Обе головки 16 ом, соединённые параллельно, в итоге на входе акустика имеет сопротивление 8 ом. Исходя из вышеизложенного предполагаю что в современных реалиях акустику с подобными схемотехническими решениями называют 2,5 полосной. Рупорный твиттер снабжён акустической линзой (практически идентичной JBL4344) с минимальным вертикальным (10 градусов) и максимальным горизонтальным (120 градусов) раскрытием рупора, что позволяет практически исключить отражение высоких частот от пола и потолка помещения. В основание колонок вворачиваются четыре опоры с колёсиками позволяющие передвигать акустику в одиночку. Без колёсиков одному их не поднять и не передвинуть и дело не только в немаленьком весе, а ещё и в габаритах. Ну и несколько слов скажу про модификацию SP-G300II. У меня таких не было и всё что я о них могу сказать  – это информация (очень бедная) из интернета и мои собственные предположения и домыслы. Итак это предпоследняя реинкарнация 300-й модели ( о последней скажу отдельно). Главное отличие - она трёхполоска - именно так позиционирует АС производитель. При тех же габаритах в корпус вживили ещё один твиттер - вернее супертвиттер, плюс для согласования добавлен фильтр первого порядка, а основной кроссовер визуально без изменений. Наверняка акустика стала ещё более интересной по звуку, хотя и базовые версии звучали невероятно хорошо. Колонки стали тяжелее на пару килограмм, а к ценнику добавилось ещё 15000 иен. Итоговая стоимость SP-G300II стала равняться 145000 иен за штуку (290000 иен за пару) Много это или мало? В сравнении с ценами на оригинальные JBL даже заметно меньшего форм-фактора цена выглядела прямо скажем премиальной. Но для массового потребителя - это были серъёзные деньги. Утешало то, что они эту свою стоимость отрабатывали с лихвой (в данный момент я говорю применительно к модели G300, но уверен что то же самое можно сказать и про младшенькую и про старшенькую). Да, на сегодняшний день цена на российском рынке за 40-летние колонки  колеблется от 160 до 200 тысяч. (G300/G300II) Правда уже не иен,а рублей.Но,положа руку на сердце скажите, а что за такие деньги можно приобрести среди современных колонок хотя бы приблизительно такого уровня? НИЧЕГО! Более того ничего подобного не купить и за полмиллиона, разве что среди мелкосерийных изделий российского производства можно найти нечто аналогичное. Но патриотов среди нас не очень много, а завоевать сердце и душу меломана только ценой…Нет и ещё раз нет!  Для этого нужно нечто большее.

P.S. Так как же они (SP-G300) всё таки звучат и какой усилитель им подойдёт в партнёры? На второй вопрос ответить легче - практически любой, но при этом не стоит забывать о уровне изделия. Да,мезальянсы встречаются и в аудиомире, причём пожалуй даже чаще чем в мире людей, но какой смысл к копеечному бюджетному аппарату подключать акустику многократно превышающую его по стоимости? Да, усилитель раскроется полностью, а вот огромный потенциал колонок может оказаться невостребован. Поэтому оптимальным видится усилитель стоимостью от двух до пяти тысяч долларов (б\у по ценам вторичного рынка).  Я не перевожу в японские иены по причине того что не обязательно усилитель должен быть японским. Ничего не могу сказать про современные новые усилители – я так и не могу привыкнуть к их стоимости и, более того, не понимаю вообще из чего складываются такие цены. Скажу с чем за полтора года владения данной акустикой мне удалось её послушать: Melody Astro Black 50 (ламповый двухтактный интегральник и, пока, основной усилитель в моей системе), Yamaha PS - 2002M, Yamaha P - 2200, Denon PMA - 970, Technics SE-A5 + SU-A6mk2, авторский интегральник по схеме Нельсона Пасса (фактически клон PASS LABS - работа в чистом классе А), авторский ламповый двухтактник, Yamaha C-4 + B-4, SONY TA – F555ESL… Вроде всё, хотя может что - то и упустил. Ну да, конечно упустил - тот самый мезальянс о котором упомянул выше - ресивер Telefunken TR-350 и ещё ламповый ресивер Pioneer C-200. И со всеми перечисленными аппаратами звук был замечательный – разный - это естественно, но всё равно всё было очень хорошо. Ну и собственно сам звук… Конечно характер звучания оценивается не только исходя из возможностей того или иного аппарата - для теста требуется ещё сама МУЗЫКА. И очень желательно чтобы эта музыка была качественно перенесена на звуковой носитель. Соответственно у каждого из нас есть хорошо записанные диски/файлы/пластинки с любимой музыкой, которые мы по –праву (субъективно или объективно - не суть важно) считаем тестовыми. Так вот если оценивать звучание данных колонок посредством моих «тестовых» дисков первое, что производит  впечатление – масштаб – звуковая сцена практически от стены до стены. Но при этом я чётко различаю все инструменты в пространстве они трёхмерно рельефны и почти осязаемы - никакой «каши» Такую подачу и характер звука я бы назвал «живым» и думаю что с данным определением согласится большинство из владельцев данной акустики. Правда для максимального вовлечения в музыкальное действо надо поэкспериментировать и с акустикой помещения и с расположением колонок в этом помещении и с точкой прослушивания наконец. Впрочем это справедливо для любой акустики. Что касается тембральной достоверности – она максимально раскрывается с ламповым усилением. Конечно транзисторный  Technics SE-A5 не особо уступает в плане подачи вокала и инструментала, но всё же он вносит заметную (хоть и приятную) окраску. То же самое можно сказать о «мосфетной» SONY TA – F555ESL.  Лампа в этом отношении показалась более честной. Откровенно говоря я не очень люблю описывать звук словами - вся эта беллетристика имеет мало общего с реальным звучанием того или иного аппарата. Тем более что не всегда ясно что автор имеет ввиду применяя те или иные эпитеты. Поэтому резюмирую безо всякой словесной шелухи: Безусловно данная линейка АС интересна не только по своим конструктивным решениям, но и по звучанию. Равнодушным прослушивание данных колонок не оставит никого. Не все выберут этот звук для себя проголосуя рублём-конкуренция есть и в данном ценовом сегменте она весьма серъёзна,но то что данные колонки заслуживают внимания и уважения - для меня бесспорная истина.

P.P.S. И совсем немного о последней модели линейки. Условно её можно сказать что и не было, поскольку выпущена данная модификация абсолютно мизерным тиражом. С большой долей вероятности что и сотни пар не наберётся. Это SANSUI SP-G500 ( SP-L1000). По данным колонкам нет ни только информации (единственное что удалось узнать – более крупные габариты и вместо двух динамиков по 305 мм, стоят 2х380 мм) , я не смог даже найти фотографий.

Ну вот пожалуй и всё чем на сегодня я могу поделиться по данной теме.

Да…в случае если кто то самостоятельно попытается найти ещё какую-то информацию по данной акустике - обращайте внимание на литеру “G”, поскольку у компании Сансуй есть много похожих по обозначению моделей. Например SP300 или SP500. Это совсем другая акустика и к данной линейке отношения не имеет.

Комментариев: 

14

  • avatar @Klaudio 25/01/2020 в 13:14

    "Есть группы "одного шлягера" и есть компании создавшие одну единственную выдающуюся модель или линейку.SANSUI отчасти подтверждает этот тезис-ни до данной линейки,ни после ничего шедеврального в акустике они не создали.Правда они преуспели в другом,например в усилителях..." - смелое заявление ! Хочется спросить у заявившего: Вы полностью знакомы со всеми изделиями, произведёнными озвученной компанией и не понаслышке ? Что-то верится в это с трудом. А если так то зачем так безапелляционно заявлять и закреплять ошибочное мнение у других ?

    Ответов: 
    1
    • avatar @AlexA66 25/01/2020 в 16:02

      Вообще-то я не сказал что все остальные модели АС у Сансуй плохие.Обычные-да,крепкие середнячки и если рассматривать именно АС средней ценовой категории то и у Сансуй достаточно найдётся приличных колонок.Но именно среди топовых моделей ничего другого кроме SP-G300/300II ( ну и чуть более скромных SP-G200) компания не выпускала (вопрос пристально изучался и не один день).Ну и ещё SP-G500 которую никто не видел.

      Ответов: 
      1
      • avatar @Klaudio 26/01/2020 в 13:16

        Ваша фраза, приведенная мной, действительно не говорит что все остальные модели у Сансуя плохие, но она практически вычёркивает всё остальное, произведённое компанией самостоятельно, а не по лицензии JBL. А ведь там действительно есть целые линейки для американского рынка не уступающие и по качеству звука и по начальной цене. Одни короткоходые низкочастотники диаметром 406 мм чего стоят, да и чувствительность 98 дБ не у каждой системы есть.И заметьте этих моделей не одна и не две :-) https://www.hifi-wiki.de/index.php/Sansui_SP-X_9000

        Ответов: 
        1
        • avatar @AlexA66 26/01/2020 в 13:50

          "не уступающие и по качеству звука и по начальной цене" чему? Да и цена в 350 долларов как-то не впечатляет. А считать достоинством "короткоходые низкочастотники диаметром 406 мм и чувствительностью 98 дБ" конечно можно. Но это скорее для "лампы".

          Ответов: 
          1
          • avatar @Klaudio 26/01/2020 в 18:08

            Судя по вашему ответу вы не знакомы с обозначенной мной акустикой ! Про реальное её прослушивание можно даже не спрашивать :-) Тем более непонятно на основании чего вы так безаппеляционно заявляете что "ничего другого стоящего нет". Стоящего ТАКИХ денег видимо нет, но всегда ли цена является конечным всеобъемлющим мерилом ? Если посмотреть на технические характеристики то лицензионные JBL под лейблом Сансуя опережают родные линейки по весу, размеру и стоимости, а что касается чувствительности, полосы частот то это далеко не так. Но мы то на сайте посвящённом звуку :-) Может нужно послушать, чтобы выносить полновесное суждение, а не утверждать не узнав и не услышав ? :-)))

            Ответов: 
            1
            • avatar @AlexA66 04/02/2020 в 07:17

              Извиняюсь что не ответил сразу, но у меня уважительная причина: болел. А когда болеешь голова не работает и вообще от всего хочется абстрагироваться. Итак «всегда ли цена является конечным всеобъемлющим мерилом ?» - Нет, не всегда. Особенно сейчас. Но 30-40 лет назад на цену ориентироваться имел смысл. Сейчас же цена на ретротехнику очень сильно зависит от веса и габаритов: покупая крупные АС на японском аукционе надо быть готовым к тому, что доставка легко достигнет 50% стоимости лота. И те же Sansui SP-G300,которые 4-5 лет назад можно было купить за 120 тысяч рублей (вместе с доставкой и расходами на реставрацию) сейчас обойдутся в 160-180 тысяч. Тем не менее, колонки популярны и даже за такие деньги спрос на них превышает предложение.
              Теперь тех. параметры. Вот по ним судить о звуке тоже сложно. Можно лишь предполагать какой нагрузкой(лёгкой или тяжёлой)окажется акустика для вашего усилителя. Например современная инкарнация Klipsh Cornwell - Klipsh Cornwell III трёхполосные АС с 15-ти дюймовым НЧ динамиком и чувствительностью 102 дб(!!!) по факту звучат достаточно приятно ,но жанрово всё так же избирательны как и их легендарные предки.
              Но возвращаясь к Sansui SP-G300 и дабы уже прекратить бессмысленную дискуссию: Во-первых статья была о них одних и о сравнении с другими моделями АС речи не было.Во-вторых моё утверждение о их исключительности никак не идёт вразрез с мнением самого производителя: Sansui так и позиционирует линейку как акустику для топовых транзисторных усилителей того времени. В-третьих их уникальность именно в «американском» характере звука.То есть они звучат совершенно не так, как большинство японских АС того времени.И фраза взята не с потолка.Удалось напрямую сравнить Сансуи и с топовыми АС от Сони из 70-х и с ещё более топовыми Диатоне 77 года(последние были раза в полтора дороже,тяжелее и крупнее).
              Что же касается «введением людей в заблуждение» - мнение одного человека всегда субъективно.Но каждый имеет право как на его высказывание так и право на то,чтобы этому мнению доверять(или нет).Я лично всегда доверяю лишь самому себе,а отзывы других лишь суммирую и анализирую.Покупать же что-то руководствуясь заочными рекоммендациями я не стану НИКОГДА-только живое прослушивание!

              Ответов: 
              0
    • avatar @AlexA66 30/08/2017 в 06:19

      Если вдумчиво посмотреть на перевод Гугла,а именно: "Края приняли тип вверх рулона пенообразующей смолы" то с большой долей вероятности речь в данной фразе идёт о подвесе.Визуально и тактильно он пожалуй ближе к резине или чему то резиноподобному,но так и должно быть,поскольку несмотря на то что акустика прекрасно играет с лампой,создавалась она для верхних транзисторных усилителей компании Сансуй и одним из важных показателей для неё являлся быстрый,точный и глубокий бас.А реализовать такой можно только с прорезиненными подвесами динамиков.Тем не менее никогда в моей системе не было гудежа и бубнения и ни разу я не слышал призвуков фазоинвертора(кстати возможно форма этого самого фазоинвертора не просто так прямоугольно-щелевого типа).А может быть мне просто повезло с акустикой помещения или я угадал с расстановкой акустики.Как бы там ни было но конечный результат радует меня уже более полутора лет и надеюсь будет радовать впредь.

      Ответов: 
      0
      • avatar @Sergik 29/08/2017 в 07:34

        Подвесы ближе к резине или бумаге?

        Ответов: 
        0
        • avatar @AlexA66 29/08/2017 в 04:06

          Глазком всё до дыр засмотрено.Только не всегда то что видишь оказывается тем чем думаешь.Визуально диффузоры динамиков бумажные,но скорее всего это лишь отчасти так.Наверняка с какими то добавками состав.Так что визуализация ничего конкретного не даёт.

          Ответов: 
          0
          • avatar @Sergik 28/08/2017 в 17:43

            А так глазком посмотреть- из чего СЧ, НЧ, ВЧ и подвесы?

            Ответов: 
            0
            • avatar @AlexA66 28/08/2017 в 16:52

              Данный перевод на модель SP-G300II отличается от SP-G300 наличием супертвиттера.В остальном-полный аналог.

              Ответов: 
              0
              • avatar @AlexA66 28/08/2017 в 16:50

                SP-G300 системы двойного вуфера на базе, 3-полосная акустическая система типа пола добавить супер твитер.
                Упор на способность воспроизведения во время небольшого объема, был разработан таким образом , что превосходные характеристики в небольшой вклад со стороны большого ввода получаются.

                В низкочастотной принята система пара-диск двойной вуфер , который объединил 30.5cm Низкочастотный громкоговоритель типа конуса шататься, мы выиграли 38см или более низкочастотного динамика и той же способности.
                Принято 65φ длинной звуковой катушки, чтобы иметь характеристики входного сопротивления 300W в магнитной цепи, снабженной ферритовым магнитом 156φ × 2ет.
                Края приняли тип вверх рулона пенообразующей смолы термически формуют, рама была с использованием алюминиевого литья. В сочетании с Deadning специальным отвала материалом, чтобы предотвратить резонанс вместе с получением достаточной прочности, и подавлением неблагоприятного воздействия на других единицах.

                В области высокой он снабжен рупорный типа , снабженный ВЧ - динамиком акустической линзы.
                SP-G300 Аналогично, принял тип рог заднего привода пористого метода Эквалайзер 120φ большого ферритового магнита , используемого, дальнейшее звуковая катушка приняла 45φ Профильный намотана звуковая катушка с.
                В капельной вибрационной пластине, и используются для формования американского производства дюралюминия толщиной 50 мкм метода литья под давлением воздуха.
                Кроме того, передние рога оснащены акустических линз, получил широкое направленность 120 ° в горизонтальном направлении над 8 Гц ~ 20 кГц.

                Сверхвысокая область снабжена кольцевой излучатель типа рога супер твитером.
                Приняли кольцеобразную диафрагму, а также для уточнения центра вибрации, поддерживая его две точки, сужение расстояния между эквалайзером, мы работаем для хорошего воспроизведения хрустящего-Tsubudachi.
                Она также обеспечивает превосходные характеристики направленности, помещая вертикальную щель.

                Элемент , который необходимо использовать в сетевой части, она имеет комбинацию МП конденсатора и репутацию качества звука и характерной поверхности тонкой металлизированной лавсановой пленки конденсатора нового развития.
                Кроме того, катушка индуктивности использует большое ядро ламинат отжига, а также подавления искажения на момент сопротивления постоянного тока и большого вход, положения и направление катушки, также следует отметить , такие как маршрутизация провода, качество звука она работает.

                Оснащены два проволочных аттенюатором на перегородке, вы можете регулировать уровень средних высокого диапазона в диапазоне от -50dB ~ + 4dB.

                Корпус улучшила локализацию с помощью симметричного расположения блока.
                Хорошо ель Дугласа фанеры характеристики демпфирования колебаний к перегородке, 20 мм была разработана для акустической к боковой толщины пластины высокой плотности ДСП и т.д. Кроме того , чтобы углы использовать грецкий орех твердой древесины, мы работаем , чтобы обеспечить прочность.
                Кроме того, анализ режима вибрации и с помощью компьютера, повторяя прослушивание, мы армирующий , что подавляет нежелательный резонанс.

                Ответов: 
                0
                • avatar @AlexA66 28/08/2017 в 16:46

                  Есть и звукопоглотитель и распорки.Но информации от производителя не то чтобы нет-она в какой-то мере присутствует но перевод гугла...Впрочем могу его выложить.

                  Ответов: 
                  0
                  • avatar @Sergik 28/08/2017 в 15:42

                    Акустика редкая, негде послушать, а есть ли что нибудь близкое, аналогичное, но что проще найти ?

                    Ответов: 
                    0
                    • avatar @Sergik 28/08/2017 в 15:41

                      А про динамики есть более подробная инфо? Материал диффузоров, подвесов и т.д. а внутреннее исполнение- отсеки, стяжки, звукопоглощение?

                      Ответов: 
                      0
                      • avatar @AlexA66 29/07/2017 в 05:06

                        Если Вам это интересно в моём родном Омске есть такая пара на продажу.Продавца зовут Юрий.И он и его акустика мне знакомы так что здесь всё по-честному.Смотрите объявления на Авито.А если интересны другие варианты-могу подсказать хорошего надёжного и,главное не жадного профессионального поставщика винтажной техники из Японии.

                        Ответов: 
                        0
                        • avatar @nik_nakone 28/07/2017 в 23:38

                          Спасибо, сейчас нахожусь в поиске винтажной акустики, взял на заметку, но погуглив вариантов не обнаружил. Буду мониторить))))

                          Ответов: 
                          0
                          • avatar @AlexA66 18/07/2017 в 04:27

                            Есть группы "одного шлягера" и есть компании создавшие одну единственную выдающуюся модель или линейку.SANSUI отчасти подтверждает этот тезис-ни до данной линейки,ни после ничего шедеврального в акустике они не создали.Правда они преуспели в другом,например в усилителях...

                            Ответов: 
                            0
                            • avatar @hiendmusic 17/07/2017 в 20:34

                              Полезная, интересная статья. Спасибо! Все-таки винтажная акустика - темный лес. Есть колонки, которые можно брать "не глядя", но много неизвестных открытий. Я, например, никогда не думал что Sansui как-то отличились в колонкостроении. Но вот эта история про сотрудничество с JBL интересная.

                              Ответов: 
                              0