ФОНОКОРРЕКТОР - PHONOPREAMP
Фонокорректор
Что это, зачем он нужен и как его выбрать
Личное знакомство с винилом и звуком
Первое знакомство с таким прибором, как фонокорректор, для меня произошло больше десяти лет назад, когда я только начинал серьёзно интересоваться качественным воспроизведением музыки.
Это была долгая история становления вкуса — поиска того самого «живого» звука, в котором есть дыхание, пространство и эмоция.
На сайте до сих пор хранится статья 2016 года — «Первое знакомство с винилом», где я писал о встрече с мастером Александром Червяковым, создававшим свои фонокорректоры.
Его аппараты стоили тогда около 1000 долларов, а с апгрейдом — ещё 500. В сочетании с правильными головками и тонармами они давали звук, который превосходил практически все цифровые системы того времени. Музыка звучала живее, глубже натуральнее - давала ощущение живого присутствия, которого не было в цифре. Это было первое осознание: винил — не ретро-фетиш, а живая материя звука.
Со временем увлечение переросло в бизнес. Мы наблюдали, как развивалась техника — и аналоговая, и цифровая — как менялось восприятие музыки. Теперь, спустя двенадцать лет, хочется снова поднять эту тему и поговорить о том, почему фонокорректор остаётся сердцем любого винилового тракта.
Почему винил жив в эпоху цифры
Прежде всего стоит поднять вопрос: зачем вообще сегодня слушать винил, когда есть стриминг, DSD-файлы и ультраточные ЦАПы?
Самый популярный ответ в том, что винил — это не только звук, но и отношение. Ритуал тактильного соприкосновения с музыкой. Нисколько не умаляя значимость волшебных тактильных ощущений от соприкосновения с любимым альбомом, сразу скажу, что этот фактор мы никак не будем рассматривать и сосредоточимся только на звуке. А в звуке за последнее время произошла революция.
Десять лет назад цифровая среда выглядела иначе. Файлы, которые мы слушали до появления стриминга, представляли собой копии CD-дисков: те же самые цифровые мастеринги в виде Flac или wav. Они могли звучать чисто, звонко, динамично — но рядом с винилом не хватало глубины, широты, живого дыхания, послезвучий. Музыка становилась безжизненной.
Причина была не в столько в аппаратах воспроизведения, сколько в самих носителях - файлах.
Альбомы 70-х, 80-х годов изначально были записаны на аналоговые ленты и переведены с этих лент в цифру в начале 90-х годов на первом цифровом оборудовании далеком от совершенства. То, что тогда казалось технологическим прогрессом, на деле обернулось потерей важных нюансов.
Цифровая музыка проходила через то же, что и фотография: когда появились первые цифровые камеры, все восхищались удобством — но фотографии теряли пластичность, разборчивость градиентов в тенях - ту самую «плёночную» глубину. Еще нагляднее это было в кинематографе.
Я помню, как в 2005 году, снимая фильм «Последний уикенд», мы с оператором даже не рассматривали цифру — только плёнку. Цифровые камеры того времени давали изображение телевизионного сериала, а не кино. Но уже к 2008-му цифра подтянулась, а через несколько лет — переросла плёнку по разрешению, детальности, глубине изображения.
То же самое произошло со звуком: старые файлы подвергли конце 2010х годов новой обработке и цифровому пересведению, а высококлассные ЦАПы — DCS, и MSB стали передавать микродинамику на уровне, который раньше казался недостижимым.
К началу 2020-х произошла революция. Многие, кто ещё недавно говорил о магии пластинок и преимуществе их звучания, начали признавать: стриминг звучит лучше. Подробнее о причинах этого в отдельной статье СТРИМИНГ - МУЗЫКА В НАШИ ДНИ.
В 2021 году мы собирали в шоуруме топовый виниловый тракт, намереваясь максимально поднять планку звучания. Установили прекрасный проигрыватель, лучшую головку, тонарм, фонокорректор — сравнили звук с цифровым трактом DCS Scarlatti и услышали, что винил «не дотягивает». При том, что за несколько лет до этого тот же самый Scarlatti заметно уступал виниловому тракту более простой конфигурации. Разница была только в одном: раньше мы запускали файлы с хард-диска или CD, а теперь в нашем распоряжении был стриминг.
Однако, разница в репертуаре осталась. Хотя огромное количество альбомов обрели на стриминге новую жизнь, многие записи остались в том же «мертвом» цифровом качестве, как были на компакт-дисках. В основном это касается рок музыки - почти всех записей прогрессив-рока 70х- 80х годов, или таких групп как Black Sabbath или Led Zeppelin. Такую музыку по-прежнему лучше слушать с винила, даже если у вас очень хороший цифровой тракт. Если это ваш репертуар – виниловый тракт можно считать обязательным.
Что такое фонокорректор и зачем он нужен
Виниловый тракт — это самостоятельная система: проигрыватель, тонарм, картридж, повышающий трансформатор, фонокабель, фонокорректор. Даже полка, на которой стоит проигрыватель, влияет на звук.
Картридж и фонокорректор – самые значимые элементы. Если любой из них посредственный, музыка исчезает.
Интересно, что в 80е годы про фонокорректоры вообще мало кто знал. 19 из 20 владельцев проигрывателей просто подключали проигрыватель к Phono входу усилителя или предусилителя. Встроенные корректоры были нормой, и о том, что это должно быть отдельное качественное устройство задумывались единицы.
Именно низкий уровень встроенных корректоров (да и картриджей, если копать глубже) привел к тому, что, когда пришёл компакт-диск, люди массово ушли в цифру, отнеся проигрыватели на помойки, а пластинки скупщикам. Лишь редкие владельцы качественных виниловых трактов не поддались тогда этому веянию, слыша, что пластинка на самом деле играет более убедительно.
Сегодня, когда цифра продвинулась еще дальше, посредственный виниловый тракт вообще не имеет смысла, а значит о встроенных фонокорректорах можно забыть. Рассматривать можно только самостоятельное устройство, причем высокого уровня.
Какую функцию это устройство выполняет ?
Фонокорректор решает две задачи:
1. Восстанавливает частотную характеристику записи по стандарту RIAA. При нарезке пластинки низкие частоты уменьшаются, а высокие усиливаются, чтобы игла не выскакивала из канавки. Корректор делает обратное.
2. Усиливает сигнал с головки, который изначально крайне слабый.
Фонокорректор восстанавливает баланс частот и поднимает уровень сигнала до линейного, превращая милли-вольты в вольты, а техническую запись — в живое звучание.
Сигнал, формируемый картриджем, — один из самых слабых в аудио-тракте.
У MM-головок напряжение 4–6 мВ, у MC-головок — 0,2–0,5 мВ, тогда как линейный вход усилителя требует 1000–2000 мВ.
То есть корректор должен увеличить амплитуду в тысячи раз и сохранить микродинамику.
По сути, это предусилитель с точной частотной коррекцией, работающий по пассивной или активной схеме.
Каскады усиления — ламповые, транзисторные, гибридные — должны давать высокий коэффициент усиления без шума.
Чем музыкальнее и честнее работает предусилительный каскад, тем естественнее звучит винил.
И здесь начинается самое интересное.
Многие удивляются, почему большинство фирменных моделей в среднем и даже средне-высоком ценовом диапазоне звучат слабее, чем авторские разработки. Почему «фирмачи» не могут превзойти на этом поле «умельцев»?
Ответ — в дилемме между чистотой и насыщенностью.
Брендовое устройство обязано быть идеально тихим, без наводок, но за эту стерильность приходится платить — пропадают микронюансы, из звука уходит жизнь. «Умельцы» могут позволить себе небольшие шумы, а значит пожертвовать чистотой ради богатства звучания.
Вторая причина – комплектующие. Брендам нужно зарабатывать и делать большой тираж. Они не могут выпускать штучные экземпляры на качественных, зачастую винтажных, деталях. Умельцы работают штучно, и цена комплектующих в их изделиях может доходить до 60%.
Топовые High End бренды решают задачу обеспечения чистоты и сохранения насыщенности сложными техническими решениями, которые влияют на цену. Не экономят на комплектующих. Поэтому фонокорректоры CH Precision, Boulder или Dan D’Agostino сопоставимы по цене с усилителями верхнего класса.
Минимальная планка для входа в мир корректоров High End - 26000 евро за гибридный греческий Ypsilon VPS 100 Mk2. Добавьте необходимый для него внешний МС-трансформатор и соединительный кабель, и легко перешагнете планку в тридцать тысяч. На фото ниже Ypsilon VPS 100 Mk2 отмечен зеленой стрелкой в системе одного из наших заказчиков.

Единственным брендовым устройством, которое дает хорошее звучание, при относительно невысокой цене, вот уже двадцать лет подряд остается фонокорректор EAR Yoshino: 88PB. Эталон музыкальности и тишины. Пока игла не коснётся дорожки, система кажется выключенной. Касание – и раскрывается богатство тембров, сцена и воздух.
Модель 88PB допускает апгрейд комплектующих, благодаря чему можно приблизиться к референсному уровню, не уходя в запредельные бюджеты. Предусилители EAR 868 и 912 со встроенными корректорами имеют на борту ту же самую схему 88PB, но делают звук более проработанным за счет развитой секции предусиления и соответственно дороже стоят. EAR 912 за 15000 евро по сей день остается непревзойденным инструментом для воспроизведения винила в средне-высоком ценовом сегменте.

Авторские фонокорректоры: живая школа
При все богатстве современного выбора аппаратуры, авторские фонокорректоры – до сих пор необходимый элемент системы, если ваш музыкальный репертуар подразумевает винил, а бюджет не предполагает десятки тысяч евро за устройство.
Мы давно сотрудничаем с несколькими авторами, чьи корректоры проходили у нас прослушивания по «олимпийской системе»: уступил - выбыл.
Эта серия тестов описана в статье 2019 года «Великая битва фонокорректоров» и стала отправной точкой для дальнейших экспериментов.
После тестирования десятков моделей мы оставили у себя в шоуруме два авторских устройства.
Первый мастер создаёт двублочный корректор с кенотронным питанием — сложное решение, дающее потрясающую динамику и глубину. Он работает с MC-головками напрямую, без трансформатора, за счёт повышенного напряжения в цепи. Звучание — насыщенное, музыкальное — на уровне топовых брендов при гораздо меньшей цене. Мы предлагаем этот корректор под своим брендом Huge Sound и он стоит в нашем шоуруме в качестве референсного. Два блока по обе стороны от проигрывателя на нижнем фото - кенотронный корректор.
Второй мастер разработал корректор IQ New Voice, который эволюционировал за десять лет из схемы, похожей на устройство Александра Червякова. Многократные тесты, подбор деталей и новые типы компонентов позволили добиться звучания, сравнимого с моделями EAR, а по богатству тембров даже превзойти их. Корпус простой, чисто функциональный, но по музыкальности это честный, живой корректор, созданный ради музыки. Подробнее о его устройстве читайте на сайте производителя.

Какой фонокорректор выбрать именно вам
Если вы сталкиваетесь с тем, что винил в вашей системе заметно уступает цифре, и хотите достичь как минимум паритета, начинать нужно с установки хорошего внешнего фонокорректора. Скорее всего вы услышите изменение в лучшую сторону даже с посредственным картриджем в то время, как меняя картриджи при наличии плохого корректора вы рискуете не услышать вообще никакой разницы.
Далее все определяет бюджет. С потолком в 3000 евро я однозначно рекомендую IQ New Voice. Мастер предоставит его на тест под залог, и покупку вы совершите только если услышите заметную прибавку в звуке.
Не хотите ставить «кустарное» изделие или сомневаетесь во вторичной ликвидности – добавляете еще столько же или три раза по столько (в зависимости от модели) ставите EAR – закрываете вопрос звука с винила.
Имеете серьезную систему и хотите выжать из винила максимум – приглашаем послушать кенотронный фонокорректор в нашем шоуруме. Стоимость – половина цены EAR 912.
Строите абсолютный High End – к вашим услугам топовые корректоры CH Precision, Dan D’Agostino и Boulder.
Помните, именно фонокорректор, а не проигрыватель – центр вашего винилового тракта. Именно он определяет, будет ли музыка просто воспроизводиться или жить.

Комментариев:
0
Пройдите быструю авторизацию в системе, чтобы комментировать статьи и обзоры.