Пластинка, игла, картридж и тонарм — сложная резонансная система, от соотношения параметров которой звучание проигрывателя может меняться от хорошего — чистого, сбалансированного, прозрачного и вовлекающего к плохому — плоскому, невыразительному, глухому или, наоборот, слишком резкому.
Простые «ручные» способы настройки тонарма и картриджа были подробно описаны в этой статье. С помощью изложенных в ней рекомендаций можно добиться от своей вертушки очень приличного звучания, но прогресс не стоит на месте, и теперь появилась возможность выжать из проигрывателя винила еще больше — с помощью специальной программы AnalogMagik достичь абсолютного максимума.
Компьютерная настройка пока еще вызывает у многих корифеев винила скепсис. «Что такого может компьютер, чего я не могу добиться ушами?» - говорят они. Может, и еще как!
Дело в том, что основных параметров настройки довольно много: угол захода иглы, высота тонарма, вертикальный угол иглы по отношению к телу картриджа (SRA), азимут, угол VTA, прижимная сила, антискейтинг — и все эти параметры взаимосвязаны.
Возьмем прижимную силу. Казалось бы, достаточно посмотреть указанные в характеристиках картриджа значения, установить с помощью весов средний показатель и немножко подстроить на слух. Но соотношение прижимной силы и высоты тонарма напрямую влияет на SRA. Представим, что тонарм находится в идеальном положении по высоте и допустим, что в этом положении картридж с податливостью 18 идеально звучит с прижимной силой 1.4 гр. - рисунок 1. А теперь чуть опустим тонарм - прежняя прижимная сила станет избыточной. Она будет прогибать кантелевер таким образом, что угол SRA станет отрицательным - игла отклонится назад, и ее положение перестанет быть оптимальным - рисунок 2.
При таком положении тонарма картридж будет звучать лучше с прижимной силой 1.2 - меньший прижим станет меньше прогибать кантелевер, и угол SRA достигнет оптимального положения. Зато прижимная сила окажется для картриджа недостаточной, и он зазвучит менее глубоко и сбалансированно чем в самом первом случае - рисунок 3.
Если же тонарм чуть приподнять, то прижимная сила 1.4 окажется недостаточной, чтобы прогнуть кантелевер на нужную глубину, и угол SRА получится положительным - игла будет наклонена слишком вперед - рисунок 4. При таком положении тонарма достижение оптимального угла SRA возможно с увеличением прижимной силы, допустим, до 1.6 гр - рисунок 5. Но теперь картридж будет чуть перегружен, и мы снова не получим идеального соотношения, достигнутого в первом случае.
Выставляя прижимную силу по весам и на слух без предварительной оптимизации положения тонарма по высоте, вы все время будете получать конфигурацию, при которой "нос вылез, хвост увяз" - одна неточность будет уравновешивать другую — более слабый прижим станет исправлять угол SRA при слишком низком положении тонарма или более сильный прижим исправлять SRA при слишком высоком положении. Причем «слишком» в данном вопросе — буквально десятые доли миллиметра, и никакими шаблонами самого оптимального положения тонарма не добиться.
Картриджи имеют допущения в параметрах настройки и то тех пор, пока значения высота/прижим остаются в рамках дозволенного, можно получать удовлетворительное звучание, но лучшим оно будет при одном-единственном положении высоты тонарма и, соответственно, единственном значении прижимной силы. А ведь это всего два параметра из нескольких!
Минимальные отклонения трех-четырех параметров от абсолюта создают отрицательную синергию и далеко уводят картридж от идеальной настройки, способной раскрыть его полностью. Напротив, установка идеального значения для каждого параметра в отдельности, создает положительную синергию — картридж звучит настолько хорошо, насколько вообще способен, а любое минимальное отклонение любого из параметров разрушает достигнутый результат.
Добиться синергии «ручными» методами и на слух теоретически можно. Вероятность этого примерно такая же, как подбор пятизначного кода, две цифры которого известны, две - нет, а пятая находится в пределах четырех-пяти единиц. Вопрос в том, сколько это займет времени и сколько владельцев проигрывателей не поленятся тратить это время в кропотливой возне.
К счастью, в начале 2019 года появилось революционное решение — программа AnalogMagik. Комплект представляет из себя тестовый диск, флешку-ключ, без которой скаченная с официального сайта программа не запустится, и АЦП (аналогово-цифровой преобразователь) который приобретается отдельно. Лучше всего использовать модель, рекомендованную производителем.
Как это работает.
Программа устанавливается на компьютер, к которому через АЦП подключается проигрыватель винила. Лучше подключать напрямую, а не через фонокорректор, тк АЦП по сути является и фонокорректором тоже.
В управляющем окне появляются в порядке установленной очередности более десяти различных параметров - прижимная сила, азимут, антискейтинг, высота тонарма, резонансная частота и даже такой экзотический параметр, как вибрация. Один за другим воспроизводятся тестовые треки, и задача настройки — добиться, чтобы каждый параметр показал определенное числовое значение. Как правило, нужно получить наименьшее из возможных или две равных пары.
Шаг за шагом коридор настройки сужается, и в конечном итоге, все параметры складываются в синергию, в результате которой звучание картриджа преображается настолько, что кажется, будто заиграла голова на порядок более высокого класса.
ПО ССЫЛКЕ выложены несколько парных оцифровок, записанных в формате dsd. Для их воспроизведения можете скачать FOOBAR с предустановленным DSD плагином. Первый трек в каждой паре записан с проигрывателя, тонарм которого был отрегулирован обычным способом - по шаблонам. Второй трек - тонарм отрегулирован с помощью программы Analog Magik.
AnalogMagik является на сегодня лучшим способом настроить проигрыватель, и единственным недостатком программы является довольно высокая цена - 900 долларов за комплект с учетом отдельно приобретаемого АЦП (800 долларов программа и 100 долларов аналогово-цифровой преобразователь).
Hiendmusicru предоставляет возможность купить AnalogMagik на 10% дешевле или вызвать на дом специалиста-настройщика, который выполнит разовую настройку используя свой комплект. Последнее предложение действует только для Москвы и Санкт-Петербурга.
Для заказа комплекта AnalogMagik cо скидкой 10% или вызова настройщика пишите по адресу:
hiendmusicru@gmail.com с пометкой в теме письма AnalogMagik
Комментариев:
8
Добрый день Павел. Вы как то обещали сделать подробную видеоинструкцию по настройке с помощью программы AnalogMagik. Увидем ли мы это удовольствие?
По поводу VTA. По опыту работы с программой могу сказать, что азимут и VTA - два самых важных параметра. И если азимут можно точно выставить другими способами - фозгометр, осциллограф, то VTA выставляется намного точнее чем любыми иными способами конкретно для каждой головы. На пластинке записана дорожка которая передаёт интермодуляционные искажения. Поднимая и опуская тонарм нужно добиться наименьших значений. Очень часто тонарм приходится выставлять совершенно НЕ ПАРАЛЛЕЛЬНО пластинке, вызывая недоумение, а то и протест заказчиков. Но ВСЕГДА звучание после Настройки становится намного лучше.
добрый совет. Спасибо. Интермодуляцию несложно поймать на треке с двухтональной посылкой , глядя на экран Спектры.
уточню: на диске ТАСЕТ есть такая дорожка, как раз для контроля VTA
Сам угол VTA я менял подкладывая диски под тестовый либо выдвигая узел тонарма вверх устройством регулировки высоты, оно есть в Технаре.
Стукнула мысль. Есть в опциях Спектралаба изменение фазы электрического сигнала, также есть режим стерео. И если подать на оба канала звуковой карты сигналы с выхода корректора и включить фазомер, можно увидеть разницу картинок на экране. И подстройкой положения головы на тонарме добиться слияния обеих линий на экране( в идеале, конечно же) Нужно проверить.
У меня есть шаблон Вальтера Шона, и к нему идет очень интересная описушка, полного перевода на русский которой, я не встречал. Так вот, он там пишет, что искажения, вызванные неправильной настройкой ГЗМ, могут достигать 3%, а весь последующий тракт иметь суммарные искажения 0,01-0,001%. Другими словами, вкладывая кило-мегабаксы в усилки, акустику и прочее, многие забывают даже о простой настройке головки, делают её на глазок. И получается, что весь их супер-тракт прецизионно отыгрывает сигнал, который изначально идет с источника с большими искажениями.
Кто делал настройку по минимуму второй гармоники, знает, что это занимает много времени: ну видишь ты её на осцилографе, а что куда надо менять и в какую сторону –совсем непонятно. Нужен опыт, сын ошибок трудных. А здесь четкая метода – делай раз, делай два и получишь результат.
Далее. Если ваша головка достаточно хороша, то скорее всего у неё многорадиусная заточка: Шибата, Фицгейгер, Репликант или САС. Все эти заточки в сечении имеют профиль трапеций или треугольников. И получается, если настройка плоха, то при проигрывании пластинки твёрдая игла острым ребром скребёт мягкий винил. Вы тупо пилите свои коллекционные Блюноты, Импульсы и Свирлы.
Хорошие сетапы нуждаются в настройке, соответствующей их классу. Это похоже на ТО у машины: чем дороже тачка, тем и ТО дороже. А некоторые не делают ТО: пока едет, ну и ладно, тем самым убивая свою машину.
Точные измерительные средства всегда были и будут дорогими, и никуда от этого не денешься. Экономить на настройке получается глупо: уже заплачено, и немало, за вертушку, головку, винил.
Павел, спасибо за статью, я, например, об Аnalogmagik узнал от Вас. Интересная вещь, Let It Be)
Жду новых статей. Всем желаю роскошного винилового звука!
Потому что по уровню можно выставить только шелл параллельно пластинке. Но параллельное положение шелла вовсе не означает оптимального положения иглы. Иногда для оптимального положения иглы шелл приходится выставлять очень даже не параллельно.
Принимая для себя все эти цифры разных углов, миллиметров и микрон, нужно видеть конечный результат, ради чего, собственно, затеяна эта умная возня.
Взять к примеру азимут. Можно до синевы в глазах всматриваться , параллельна ли ось шелла линиям на картонке , а можно глянуть на экран осциллоскопа или компа и увидеть результат наших действий в виде реальных градусов фазы относительно нормы в данной точке диска.
По аналогии с настройкой усилителя без осциллографа , чисто на слух но точно по схеме - или с прибором, показывающим, где мы промахнулись и куда двигаться.
Наладив измерилку , подобную АМ , можно по первому взгляду на картинку сказать, в чем ошибка и куда крутить.
Единственное, о чем хотел спросить Павла, есть ли методика настройки VTA и что смотрим там. И что за сигналы записаны на данном треке.
Статья про этот винил была в журнале Салон AV, автор Николай Ефремов. Я спросил про VTA , ответа не получил, причины не знаю. Может, вы подскажете, что нужно для этой проверки.
Почему нельзя просто воспользоваться маленьким уровнем для хедшелла
1. Сначала надо понять какой вы хотите поставить тонарм и зачем. Выбрать модель. К этой модели будут прилагаться характеристики и в том числе установочное расстояние.
2. Не очень понятен смысл замены тонарма на этой Вертушке. Что вы ожидаете получить в результате этой замены?
Есть вопрос, по поводу замены тонарма для вертушки Reloop - есть ли информация по расчетам тонармов, дабы можно было сделать собственный плинт и разметить детали на нем как надо с новым тонармом?
Ваш Релуп это клон Техникса 1210? Тогда берем тонарм от Технаря и устанавливаем на то же место без всякого расчета. Главные точки- от оси вращения тонарма до шпинделя диска и от оси вращения тонарма до иглы. Разница между ними- заход или оверхенг. Они есть в паспорте на вертушку.
Прошу учесть, что я лично в вопросе не сильно разбираюсь, но вот какую статью я прочёл.
http://vinylhive.com/rega-turntable-vta-facts-tips
И там написано, что высота тонарма для того, чтоб использовать кертриджи разной высоты и не более. так как 2 градуса VTA это 8 мм высоты для девятидюймового тонарма. При записи на винил VTA может вариировать в пределах 20 градусов. Также вариировать на определённой пластинке в пределах 7 градусов.
Ну и пару фактов:
- Прижимная сила 0,1 грамма изменяет VTA в около полтора градуса.
- увеличение температуры на 5 градусов уменьшает VTA на градус.
Я бы сказал, что лучше всего иметь три проигрывателя или один с тремя тонармами(не зря в майкро сайки можно поставить три) и выставить три головы c разными (+/0/-) VTA. Ясен пфенинг выставить можно и нужно только с помощью спец средств.
я не прав?
Почему не прав? Истина всегда где то по середине.
Это хорошая программа и весьма удобна, кроме одного - стоимости.
Ведь надо понимать, любые внешние факторы влияют на настройку всей системы!А не только тонарм + катридж. Вы настроили по тестовой пластинке. Все ок! А потом поставили более толстую или тонкую и все Ваши настройки полетят куда подальше. Что опять крутить? ;)
У каждой головы свой личный голос, он вряд ли изменится до неузнаваемости при неточной установке азимута, захода или антискейтинга. Единственный грубый промах , свидетелем которого был сам, это ошибка с прижимом, товарищ запутался в калибровке весов и обезвесил тонарм. Игла теряла контакт с канавкой и появлялись дикие искажения. Которые он принимал за дефекты записи. Когда я попросил его отойти вместе с его весами в сторону и настроил вес "на лапу ", примерно, то звук стал на место.
Но мне как бывшему работнику отдела метрологии, всех ближе методика настройки по осциллографу или комповой измерилке, на реальном сигнале, нежели брачные танцы вокруг вертушки с разными шаблонами . Ну, выставил ты по шаблону, а потом чем оценивать результат,-слухометром?
Есть в коллекции измервинила диск Тасет , там VTA настраивается по величине интермоды двухтонального сигнала, крутим тонарм на минимум палки по спектроанализатору. И вылезла штука, есть головы критичные к величине угла, а есть равнодушные. Угол менял выдвижением узла тонарма вверх, Технарь 1210 это позволяет делать на ходу. А в другой раз хотел выставить этот угол для вновь поибывшего МС ортофона, как ни крутил, изменения на экране мизерные, результат мутный. Плюнул, выставил на глаз, закрыл тему.
А такой вопрос: скажем, на тоне 1 кгц, записанном на виниле, можем сравнить фазировку в обоих каналах осциллографом по фигурам Лиссажу , оценивая тем самым неточность установки азимута ? Сочинять самому фазометр как-то не хочется. Равно, как покупать винил- измерилку за тысячу евро.
Поэтому есть суровое сомнение в способности знакомых удифилов на слух выставлять vta , равно как их способность расслушать измение звука от смены режима лампы на доли ма или смены типа резистора в аноде. У них впереди видимо, ещё куча времени , чтобы убивать его на всякую чушь.
Пройдите быструю авторизацию в системе, чтобы комментировать статьи и обзоры.