ВНИМАНИЕ UPDATE: приведенная ниже статья была написана в 2015 году и к 2020 полностью устарела. В этой статье разбиралась концепция винтажных вертушек и податливых ММ картриджей на легких тонармах, и на то время это действительно был самый надежный способ получить хороший проигрыватель за небольшие деньги. Я сохраняю этото материал для тех, кто решит попробовать собрать подобный проигрыватель самостоятельно, но рекомендую обратить внимание на более современное решение.
Для начала советую узнать, чем ПРОИГРЫВАТЕЛЬ ВИНИЛА HI END конструктивно отличается от обычной винтажной вертушки и за счет чего может звучать значительно лучше. В статье даны ссылки на несколько топовых моделей проигрывателей, с которыми мы работаем, а здесь я назову только самую доступную модель Hi End проигрывателя.
Летом 2020 года компания Acoustic Signature выпустила обновленную версию проигрывателя Maximus NEO. На сегодняшний день это самый лучший проигрыватель Hi End по соотношению цена/качество, который при стоимости 3600 евро (со скидкой от Hiendmusic) переигрывает подавляющее большинство винтажных вертушек и все современные среднеценовые . Подробнее об этой модели в статье "ПРОИГРЫВАТЕЛЬ МЕЧТЫ" ОТ HIENDMUSIC.
Кроме того, за прошедшие пять лет появились очень хорошие МС картриджи - My Sonic Lab, новые модели Clearaudio, и это полностью изменило расклад по звукоснимателям. Если раньше винтажные ММ из "Галереи Славы" действительно переигрывали большинство МС, выдавая более жирный, вовлекающий звук, то сегодня говорить о каком-то превосходстве винтажных голов, за исключением более доступной цены, уже не приходится.
Внесли свой вклад в комплектацию вертушек и новые тонармы Morch, официальная дистрибуция которых в России началась в том же 2020 году.
Все эти факторы делают концепцию винтажных проигрывателей устаревшей, не говоря о том, что количество исправных вертушек 80х годов за прошедшие пять лет тоже уменьшилось.
Подводя итог - если вы хотите приобрести лучший на сегодняшний день проигрыватель, не потратив на него лишнего - сразу переходите по этой ссылке.
Для тех, кто хочет познакомиться с виниловой концепцией Hiendmusic пятилетней давности, выкладываю ниже статью 2015 года c небольшими примечаниями 2020.
________________________________________________________________________________________________________
Некоторые утверждения повторяются на этом сайте из статьи в статью, являясь настолько важными, что их нужно донести независимо от того, какую страницу откроет посетитель. В отношении винила таким утверждением является следующее: нет смысла обсуждать проигрыватели, обращая внимание только на марку стола. Говорить, например, так: «Слышал, как звучит вертушка Kuzma - лучше, чем Micro Seiki». Это утверждение бессмысленно, потому что звучит не «вертушка» - звучат в совокупности картридж, тонарм, вертушка, фонокорректор, а еще фонокабель и повышающий трансформатор (для МС картриджей) – пять-шесть элементов, комбинация которых может дать как великолепный звук, так и посредственный.
Долго подбирая каждый элемент на свой слух, можно добиться отличного результата, но не у всех есть время и желание экспериментировать. Чаще всего люди покупают первый понравившейся проигрыватель со штатным тонармом, ставят картридж по совету с форума и подключают вертушку к встроенному фонокорректору интегрального усилителя. Результат - звук хуже цифрового. Говорю это наверняка, потому что слышал не один плохой виниловый тракт и не одну жалобу «че-то винил не играет». Чтобы далеко не ходить за примером - на фото ниже проигрыватель одного из обратившихся ко мне заказчиков. Звучит эта акриловая красота очень плохо - главным образом из-за никудышного тонарма.
Прежде чем рассказывать о том, как собрать хороший проигрыватель, имеет смысл продемонстрировать, какое звучание винилового тракта считается хорошим для Hiendmusic. На странице ТЕСТОВЫХ ОЦИФРОВОК приведены ссылки, сделанные с шестнадцати виниловых трактов. Первые три ссылки - эталон, записанный с очень дорогого тракта. А вот седьмой и десятый тест записаны с трактов в десять раз дешевле. Разница между ними в пользу эталонов есть, но не десятикратная.
Это говорит о том, что хороший проигрыватель может стоить совсем недорого, если его правильно укомплектовать, и в этой статье мы поговорим о том, как это сделать.
Самое натуральное, самое музыкальное звучание виниловых пластинок за минимальную цену достигается использованием лучших винтажных MM картриджей:
Empire D4000- I/II/II
ADC XLM MK II/III
Shure V-15 III
Любой из этих картриджей можно приобрести на eBay, а компания Jico выпускает для них новые иглы. Самый важный нюанс, который нужно учитывать - эти звукосниматели хорошо играют только на сверх-легких тонармах! Ставить их на вертушки с тяжелыми или средне-тяжелыми тонармами (которые за красоту и крутость стремятся приобрести все начинающие виниловоды) пустое дело – высокоподатливый картридж «задохнется» и звука не будет.
Некоторые путают массу тонарма и прижимную силу, ошибочно полагая, что если тяжелый тонарм позволяет установить прижимную силу около 1g, то этого достаточно, чтобы ставить податливый картридж. Это совсем не так - прижимная сила и масса тонарма - совершенно разные вещи! Чтобы вникнуть в эту тему, прочитайте статью КОМПЛИАНС И МАССА ТОНАРМА.
На тяжелые тонармы нужно ставить низкоподатливые картриджи. Проблема в том, что почти все хорошие картриджи в этой категории относятся к высокой ценовой категории, а те, что доступны - например, DENON DL103, играют посредственно.
Если у вас уже есть винтажный проигрыватель с тяжелым тонармом, советую просто от него избавиться, потому что подобрать для него картридж сложно - они будут или плохие, или очень дорогие, или не универсальные - намучаетесь. С тонармами средней массы дело обстоит проще. Отличным выбором будет картридж Victor X1 на деревянном шелле Yamamoho HS1. Для этих картриджей Jico тоже выпускает новые иглы.
И все же, если вы хотите получить прекрасно звучащую вертушку за умеренную цену, то лучше всего ориентироваться на "Галерею Славы" - картриджи: Shure V15 type III, ADC XLM mkII, Emipre 4000.
Перечисленные картриджи нужно ставить или на винтажные вертушки со штатными легкими тонармами или на более продвинутые проигрыватели, на которые легкий тонарм устанавливается опционально. На фото ниже - опциональный ультра-легкий тонарм GRACE 545 на проигрывателе VICTOR TT71 - самый бюджетный вариант вертушки для податливых картриджей, стоимостью 800 долларов.
Установка опционального тонарма требует некоторого труда, поэтому начинающим будет проще всего выбрать один из проигрывателей с легким тонармом в базе. Их не так много:
Piоneer PL30 - пассиковый привод
Denon DP37 – прямой привод. Эта вертушка считается "начальной", но имеет сверх-легкий тонарм на электромагнитном подвесе, полную автоматику, и с вышеперечисленными звукоснимателями дает замечательный результат.
(Прим. 2020 - к настоящему времени найти эти проигрыватели в хорошем состоянии уже очень сложно).
Возможны другие варианты - всех вертушек не охватить. Некоторые модели имеют в комплекте две сменных трубки для тонарма - прямую легкую и тяжелую S-образную. Как опытным путем понять, легкий у вертушки тонарм, средний или тяжелый, читайте в статье КОМПЛИАНС И МАССА ТОНАРМА. Кстати, это вообще полезная статья для интересующихся винилом - рекомендую обязательно прочитать.
Проигрыватель со штатным легким тонармом и винтажным податливым ММ картриджем может долгое время радовать хорошим звуком, но в какой-то момент многим захочется подняться выше. Один из вариантов улучшить звучание - поставить тот же самый ММ картридж на хороший опциональный ультра-легкий тонарм. Например:
Mayware Formula IV - отличный тонарм, к которому необходимо докупать более продвинутый противовес, если не хотите постоянно мучиться с настройками.
Infinity Black Widow - самый легкий тонарм в мире!
ADC LMF2 - изящный, функциональный тонарм, который с картриджем Shure V15 играет лучше, чем с ADC, для которого разрабатывался.
GRACE 545 - самый недорогой из всех легких тонармов, но и самый невыразительный.
MOERCH - самый дорогой и качественный легкий тонарм.
Любой из этих тонармов можно поставить на прямоприводной стол, конструкция которого позволяет подобную установку. Некоторые проигрыватели, например Micro DDX 1000, предусматривают подбор сменной арм-базы под любой тонарм; другие - такие как Victor, предполагают сверление деревянной базы самостоятельно. Обе вертушки показаны на фотографиях ниже.
Также можно заказать плинт для фономоторов Dual, Victor или Denon в мастерской или найти готовые плинты на Avito. Я встречал объявления о продаже очень качественных плинтов для Denon и Victor, на которых можно было установить любые тонармы. Все это, возможно, звучит сложно для начинающего, но многие мои знакомые по мере углубления в тему винила находили и мастера для изготовления плинта, и донорский фономотор, и хороший легкий тонарм. На фото ниже вертушка одного из моих товарищей-меломанов с мраморным плинтом, фономотором от Dual 701, тонармом Infinity Black Widow и картриджем Shure V15 type III. Картридж и тонарм я одобряю, а вот мраморный плинт категорически не приветствую - не без оснований считается, что мрамор убивает звук. Я бы собирал себе подобную вертушку только на деревянном плинте - например, так.
(Прим. 2020 - я бы собирал вертушку только на основе полностью инертного к резонансам плинта, как у Acoustic Signature или TW Acoustic).
Для таких вертушек обязательно рекомендуется поменять проводку в тонарме на современную (напр. Cardass литцендрат) и подобрать хороший кабель от тонарма к фонокорректору. Итоговый результат будет на порядок выше, чем с использованием готового проигрывателя, но придется повозиться и немного потратиться.
Разумеется, картридж и тонарм необходимо ПРАВИЛЬНО НАСТРОИТЬ.
Проигрыватель составляет в виниловом тракте половину дела. Второй важнейший компонент – фонокорректор. Не пользуйтесь для проигрывания винила встроенным фонокрректорам усилителя, даже если он у вас очень хорош! Фонокорректор должен быть отдельным устройством!
Недостатки фонокорректора – главная причина, по которой у многих людей виниловые пластинки играют плохо. Если бюджет ограничен, то вам одна дорога к российским умельцам. За 1000-1500 долларов можно приобрести очень хороший фонокорректор здесь или здесь. Оба мастера дадут вам его домой на прослушивание, и вы сможете выбрать тот, который больше нравится. Самый дешевый брендовый корректор из приличных, например, EAR834P обойдется в такую же сумму, но звучать будет хуже.
Дело не в том, что «кустари» знают больше Тима де Паравичини, а в том, что брендовым компаниям нужно выгодно преподносить дорогой продукт. Фонокорректор – несложное изделие, и нет препятствий к тому, чтобы сделать бюджетную модель, звучащую на уровне топа – но кто же тогда будет покупать топ? Вот причина, по которой брендовые изделия стоимостью 1500-3000 долларов уступают по звуку кустарным компонентам, при создании которых мастера не экономят на комплектующих.
С другой стороны, фирменную вещь вы всегда сможете продать за 2/3 цены, чтобы перейти на более высокий уровень, а фонокорректор от умельца останется у вас навсегда – ликвидность самодельных устройств нулевая. Решайте сами. Лично я который год пользуюсь фонокорректором Александра Червякова, прошедшим апгрейд, и даже если когда-нибудь решу перейти на «фирму», то свои 1500 долларов устройство давно окупило доставленной радостью.
(Прим. 2020 - корректор Александра Червякова служил верой и правдой несколько лет, и только в 2019 году его сменил во всех отношениях более сложный и продвинутый "Арагорн").
Если замахиваться на бренд, то на мой слух прекрасная модель - EAR88PB. Этот же корректор установлен в предусилителе EAR 912. Розничная стоимость первого компонента 5590 евро, а второго 12.600. Обе модели можно приобрести через hiendmusic с существенной скидкой.
В этой статье до сих пор ни слова не сказано о звукоснимателях типа МС но это отдельная большая тема, углубляться в которую имеет смысл в следующих случах:
вы планируете слушать симфоническую музыку;
вы уже являетесь владельцем вертушки с тяжелым или средне-тяжелым тонармом и не планируете ее менять;
вы хотите выжать из винила абсолютный максимум, невзирая на траты, и готовы потратить минимум 1000 долларов на один только картридж;
Если вы относитесь к любой из трех перечисленных категорий, для вас написана статья:
ММ или МС?
(Прим. 2020 - с тех пор появилось несколько очень хороших МС картриджей, обзор которых выложен по этой ссылке).
Для тех, кто планирует строить систему с нуля или хочет улучшить существующий сетап, предусмотрена услуга персональной консультации.
Комментариев:
29
Здравствуйте. Большое спасибо за ваши статьи, теперь свой долгий путь к идеальному домашнему звуку, можно считать на несколько порядков более осмысленным. Очень хотел бы уточнить еще пару моментов. В статье написано что Пионер PL-30 пасиковый, но я думал, что он директ драйв как и 50й. И еще, если вам не трудно, не могли бы вы накидать еще несколько вариантов бюджетных моделей проигрывателей в качестве точки отправления (в которых или по умолчанию легкий тонарм или можно в дальнейшем сделать апрейд) например от Денон или Кенвуд (если такие есть), может быть есть еще какие-нибудь Викторы. Очень хочется сменить свою Электронику ЭП-017 на что-то по лучше, но выбор не велик. Вообще, небольшая статься с обзором модельного ряда б/у сегмента разных бюджетов - это было бы просто идеально, но скорее всего это просто не реально и требует времени.
Всем доброго здоровья!
Тут упоминается тонарм GRACE 545, у меня GRACE 545F (на дюйм длиннее) и полное неведение по поводу антискейтинга. Он на них вообще, что-ли, не регулируется? Помогите, пожалуйста, может кто-то что-то знает...
Добрый день! не могли бы Вы посоветовать картридж для проигрывателя Dual CS510? Приобретал его с установленной AT-95, хотелось бы что-нибудь посерьёзнее.Музыку слушаю разную,кроме электронной и совсем уж тежеляка.
Неблагодарное дело советовать кэртридж. Вы должны написать что Вас конкретно не устраивает. Может привести пример музыки и что вас в воспроизведении не устраивает. вот типа пластинок dire strats, pink floyd, или не уступающих по популярности. Так же описать хоть в двух словах условия прослушки, и предварительный усилитель.
Если б я (подчёркиваю что песронально я) хотел взять кэртрдж, как единственный и универсальный, я б предпочёл VMS MK 2 на тонарме 18г как у Вас. Нахожу, что он звучит интереснее чем Shure V15III, M20e, Empire d4000, DMS242e на соответсвующих комплаенсу тонармах. Мой вкус на этот кертридж не разделяет никто из моих знакомых, мне с моим вкусом несказанно повезло, я получил его в подарок за спасибо.
Дмитрий, это правильный подход. Акустику нужно сразу брать максимально хорошую, чтобы менять не хотелось или вообще или хотя бы "до первого лишнего миллиона". Какую музыку вы слушаете и какой у вас на акустику бюджет? У меня есть пара интересных вариантов, а один абсолютно уникальный по соотношению цена/качество. Есть возможность относительно недорого купить шикарные колонки.
По поводу акустики с вами согласен , именно так и поступлю . Просто я принял решение приобрести что-то действительно стоящее и пока готовлюсь в финансовом вопросе .надоело менять одно неплохое , на что-то получше. Планирую перейти на топовый уровень!
Рад помочь, Дмитрий. Обязательно выберите акустику, которая вас устроит на 100% - это в системе главное. Если есть возможность брать на прослушивание свой ЦАП с ноутбуком - тестируйте колонки тестовымии оцифровками в DSD. Разница по сравнению с обычными CD огромная, и вы получите приблизительное представление как будет звучать выбранная акустика с аналоговым источником.
Большое спасибо , за ответ и оперативность . Обязательно ещё раз переслушаю оцифровки и внимательно подойду к этому вопросу . Я благодаря вашим статьям о виниле и оцифровкам наконец-то услышал ( пускай в наушниках ) именно то , что я ждал от музыки . Теперь благодаря вашей работе понимаю в каком направлении двигаться. Ещё раз спасибо .
С ув. Дмитрий !
Я посмотрел фото вашей вертушки - у нее достаточно легкий тонарм, чтобы ставить на него любую из перечисленных ММ голов. Ничего больше делать не надо с ней. Просто поставите на нее ADC или Empire с новой иглой и будет вам счастье )) Но вот если вам из тестовых треков МС больше понравится, то под такую голову лучше будет как раз взять вертушку с тонармом потяжелее - какой-нибудь Denon или Victor.
Прежде чем решать с проигрывателем, очень рекомендую вам провести один тест: скачать из этой статьи http://hiendmusic.ru/item/2016/11/16/mm-ili-ms два трека в формате DSD - песню Judas Priest Beyond the realms of Death. Даже если вы не слушаете такую музыку, это не важно - там есть и медленное вступление, и гитарные соло - для теста подходит. Для воспроизведения DSD на странице тестовых оцифровок можно скачать Foobar с DSD плагином. Оба трека записаны с одной и той же пластинки НО один с ММ тракта, а другой МС. И на разной акустике эти треки звучат по-разному - в одних случаях предпочтительнее ММ, в других МС. Выберите, что больше подойдет вашей системе так как может быть МС голова подойдет вашей системе больше. Так что сначала тест - потом решение по проигрывателю. Но в любом случае я вам сейчас вторым комментарием напишу по вашему вопросу.
Павел , приветствую вас . Во первых хотел бы вас поблагодарить за то , что делитесь своим опытом . Из ваших статей почерпнул много нового и извлек много пользы !
Хотел задать вам вопрос , как определить какой тонарм ( легкий или тяжелый ) стоит на моем проигрывателе ? У меня бюджетная вертушка Telefunken rs-200 с прямым приводом , информации по ней очень мало . Планирую в будущем на базе ее двигателя сделать проигрыватель по рекомендациям Александра Червякова . Но для начала хотел бы поменять звукосниматель на одну из ММ голов которую вы рекомендуете , но вот не знаю подойдут ли они к данному тонарму ? Хотелось бы постепенно решать эти вопросы :) Или придется одним ударом : покупка звукоснимателя , сверхлегкого тонарма , проводки и все это на новый стол ?
Ух, круто. Спасибо большое. Скоро заиграет с ADC XLM MK II ))
Дмитрий, узнал. Число вязкости 300.000 Искать в США через интернет Damping Fluid 300.000
Дмитрий, мне этот силикон отлили в небольшой шприц - так что маркировок у меня нет. Дайте несколько дней - узнаю.
Павел, добрый день. Очень нужна Ваша помощь. Сейчас начинаю профилактику Mayware Formula IV. Оказался полностью сухим нет силикона. Подскажите пожалуйста, какой вязкости нужен наполнитель, а то нигде не найду информацию.
Картина проясняется, спасибо. Извините, что насел на Вас. Но очень тема насущна. Начинаю модификацию))
Это с фонокабелем сразу, и вот он как раз может быть уже не очень хороший. Я менял на Cardas все что идет от картриджа до разьема с фонокабелем, а сам фонокабель был уже основательным. А здесь (судя по фото) тонармовская проводка как то сразу в фонокабель переходит. Я бы менял только до разъема. А от разъема до фонокорректора поставил бы для начала любой кабель какой найдется, а потом подбирал бы из 3-4 разных, выбрав самых хороший на свой слух. А здесь менять нечего, судя по виду он сразу на фонокабель идет с "тюльпанами".
Вроде этого: http://www.ebay.com/itm/Incognito-Cardas-Copper-wire-tonearm-rewiring-kit-for-Rega-arms-Fast-post-DECO-/222215399500?hash=item33bd11e84c:g:1VUAAOSwPhdU91Er
Тоже хорошо ) Грузик для них обязателен - без него во-первых оооочень сложно (почти нереально) выставить точный азимут (за что эти тонармы многие и не любят) во-вторых - чуть задели рукой - прощай настройка. Спецгрузик во-первых, легче настраивать, во-вторых он надежно фиксируется. Настройка очень важна - про это есть подробная статья. Проводку внутри можно поменять на обычный Cardass wire kit. Очень важен фонокабель - он должен быть хороший. И как ни странно - не гонитесь за суперэкранированными кабелями, с которыми "совсем ничего не фонит". Я пробовал - да, тишина полная, но и звук мертвеет. С обычным хорошим кабелем почти всегда есть небольшой фон, он слышен только если игла не стоит на пластинке и на большой громкости. Как только опускаете иглу - нет никакого фона. По поводу фонокорректора - загляните на страницу "компоненты от производителей" там есть неплохой вариант фонокорректор IQ-1 Зайти на страницу можно просто кликнув на зеленый баннер справа.
Павел, спасибо. Я уже стал обладателем Mayware Formula 4, осталось грузик универсальный заказать и подумать о замене проводки.
Дмитрий, тестировать не приходилось. На вид это хороший легкий тонарм - должен отлично играть с теми винтажными высококомплиансными головами, о которых я писал в статье - ADC XLM, EMPIRE 4000. Тестирование, да простят меня любители этого занятия, я считаю пустой тратой времени. Перечисленные выше головы требуют легкого прямого тонарма - с другими они толком не играют. И мой Mayware Formula 4, и Grace о котором вы спрашиваете, и Infinity Black Widow подойдут для этой цели примерно одинаково. Возможно будет разница в нюансах, но не вижу смысла ее вылавливать. Все будет примерно одинаково хорошо. С небольшим отрывом вероятнее всего проявит себя Moerch, поэтому когда придет время заняться улучшением своей вертушки я поставлю именно его и закрою этот вопрос.
Павел, добрый день. Не приходилось Вам тестировать легкий тонарм Grace G-727. Рассматриваю его как второй тонарм, ввиду съемного шелла. Удобно менять головки.
Спасибо.
Современные альбомы я вообще не вижу большого смысла слушать на виниле. Все они пишутся в цифре, компакты с ними записаны очень прилично, а если они есть на hd-track.com то тем более стоит их слушать в цифре. Пластинка - это просто в руках подержать, так как лучше она не звучит. Скорее даже хуже. Но если уж очень хочется слушать эти новодельные пластинки, то отлично их отыгрывают старые головки - вопросов нет.
Спасибо Павел. Посмотрю. А что скажите про совсем новые пластинки, это группы которые продолжают играть и пишутся сейчас. Хороши их обыгрывают легкие тонармы со старыми головами, или тут уже нужно к Ортофону обращаться Блек?
C моно не приходилось - у меня нет моно пластинок в коллекции. Если поразмышлять теоретически, то у меня есть сомнения насчет того, что для много головы хорошо легкий тонарм. Давайте порассуждаем так: виниловые записи лучше всего воспроизводятся наиболее удачными образцами техники, выпущенными в тот же период времени. Например, МС головы прекрасно играют поздний винил от середины 80х и дальше - и ММ головы им на этом поле уступают. Но если взять пластинки 70х с более широкими дорожками, то мне больше нравится звучание ММ типа ADC. А МС головы, на мой слух, как будто разлагают эту музыку на составные части. Не могу я слушать на МС, допустим, Grand Funk - неправильно он звучит. Мне кажется, с моно пластинками та же история. Есть знаменитые проигрыватели и головы тех лет. Если не ошибаюсь, тонармы на них довольно кондовые пластмассовые - совсем не похожи на сверхлегкие тонармы более поздней поры. Мне кажется, вам стоит проконсультироваться у тех, кто слушает старые монозаписи. Есть несколько очень известных столов и голов тех лет. На них и стоит ориентироваться. А Mayware оставить для стерео 70х. В самом деле, вы же не станете ставить на под МС голову пластинку для патефона ))) Противовес для тонарма искать на e-bayб да.
Павел, спасибо Вам за статью. Хотел спросить, не приходилось Вам сталкиваться с МОНО головами. Интересуют под легкие тонармы, так как планирую взять Mayware Formula IV. У него заводская комплектация, под него противовес как у Вас на Ебее лучше искать? Спасибо.
Спасибо.Лавел!Жду Раздолбая продолжения.Когда?
Микра - очень хороший стол. Но я бы все-таки от головы плясал, а не от вертушки. Если на эту Микру поставить легкий тонарм - то почему бы нет Та же BL-91 вполне подошла бы. Если оставлять стационарный тонарм - придется МС ставить. И будет блюз-джаз-арт рок играть не так душевно, как мог бы. Зато классику хорошо.
Сейчас думаю,какую вертушку брать,вместо Техникса 1210.Склоняюсь к Микре,вопрос только какую?Слушаю блюз,джаз.арт-рок.Классику тоже уважаю.
Пройдите быструю авторизацию в системе, чтобы комментировать статьи и обзоры.