В ГОСТЯХ У MR.SHAMAN
Пару лет назад на просторах YouTube я наткнулся на обзоры винтажной японской аппаратуры, от которых невозможно было оторваться. Видеоролики были сделаны с необыкновенной любовью и доскональным знанием аудиотехники. Но больше всего поражал звук! Среди многочисленных сетевых роликов по теме «аудио» я до этого не встречал ничего подобного. Именно благодаря обзорам Mr.Shaman я понял, что оценивать звук системы по видео не настолько идиотская затея, как кажется поначалу. Если сравнивать между собой несколько видео с разными системами – оказывается, особенности их звучания можно различать даже таким образом. Нужно только надевать качественные наушники.
Побывать в «берлоге» Шамана и пощупать-послушать все это великолепие в живую было моей давней мечтой. Я уже знал, что автора роликов зовут Алексей, живет он в Ростове и профессионально занимается аудио инсталляциями. Но ехать специально в Ростов, чтобы щупать аудиотехнику, было чересчур – вспоминалась шутка «Как мужчина понимает, что ему тридцать лет? Он уже не готов ехать в Бибирево, чтобы побухать с пацанами. А как он понимает, что ему сорок? Он не готов ехать в Бибирево на свидание». Вобщем, лететь в Ростов на свидание с аудиотехникой я был не готов, но, узнав, что буду там по другим делам, немедленно приложил усилия, чтобы заранее договориться о визите к Шаману.
И вот свершилось – я в той самой студии, которую видел раньше в Ютубовских роликах. Описывать самого Алексея не буду – придется рассыпаться в комплиментах, а он человек в хорошем смысле слова простой – словоблудия в свой адрес не любит. Скажу только, что он оказался моложе, чем я предполагал. Почему-то я заранее представлял себе этакого замшелого деда, который барыжил аппаратурой еще в Советские времена, и был приятно удивлен, увидев, что это не так.
![]()
Времени на прослушивание у нас было немного – два с половиной часа до выезда в аэропорт. Забегая вперед, скажу, что на самолет я первый раз в жизни опоздал. Причем, приехав в аэропорт вовремя и зарегистрировавшись на рейс. Сел в зале ожидания, стал смотреть снятые у Шамана видео, расслабился… Самолет улетел без меня.
Что же мы слушали? Главным образом разную акустику. Это было чисто аудиофильское, а не меломанское прослушивание, когда слушается не музыка, а именно аппаратура – минуту один фрагмент, минуту другой… А давай это на том послушаем, а давай то на этом…
Вся акустика подключалась к одному и тому же усилению, о котором стоит рассказать отдельно. Про фантастическую связку AIR TIGHT ATM1/UESUGI U-BROS 1 я написал подробную статью – советую прочитать.
![]()
Все колонки, которые мы слушали, относятся к топовым моделям Золотой Эры аудио – JBL4343 BWX, DENON SC-5000, YAMAHA NS20, DIATONE DS-5000. Надо сказать, что прослушивание Диатонов стояло для меня особняком. Это моя собственная акустика, и ее звучание я хорошо знаю. Мне хотелось послушать их в большом подготовленном помещении и с каким-нибудь супер-качественным усилением, чтобы сравнить с вариантом биампинга. Кроме того, у Диатонов Шамана были тщательным, можно сказать идеальным, образом восстановлены подвесы. Технологию восстановления разработал сам Алексей, и она является его личным секретом. Не знаю, что он с этими подвесами делал, но выглядят и работают они превосходно. У меня была с этими подвесами личная эпопея и хотелось проверить, насколько полученный результат близок к правильному. Оказалось, что близок. Мидбасовые динамики у меня были один в один, а вот с басовыми ситуация отличалась, причем тот, что был восстановлен с полным смывом оригинальной смолы оказался ближе к правильному результату, чем тот, что восстанавливался с помощью японской жидкости. Дело в том, что жидкость, хоть и восстанавливает подвижность диффузора, не возвращает подвесу требуемую эластичность. Алексею каким-то образом удалось эту проблему решить, и подвесы его Диатонов были образцом податливости в сочетании с упругостью и эластичностью. Вобщем, ради одного того, чтобы узнать какими должны быть идеальные диатоновские подвесы стоило слетать в Ростов – я не преувеличиваю. А то в сети много умников, которые настаивают на размягчении этих подвесов в сопли, а на возражения отвечают – откуда вы знаете, какими они должны быть? Этим умникам от нас с Алексеем пламенные поздравления – ваша акустика угроблена.
То, что хорошая акустика может полностью раскрыться только в большом, правильно подготовленном помещении – известная теория, но бесценный опыт лишний раз услышать это своими ушами. Могу сказать, что нет такого аудиокомпонента, который мне хотелось бы сильнее, чем комнату на 10-12 метров больше нынешней. После прослушивания у Алексея это желание стало еще более сильным.
![]()
Что касается биампинга – вопрос, насколько такое подключение имеет смысл, целиком зависит от ваших предпочтений в музыке. Мы слушали акустику с великолепной усилительной связкой, и для хорошо записанных фонограмм не тяжелой музыки этого было достаточно. Но рок на мой, привыкший к биампингу, слух звучал плоско, причем это вина не системы, а самих записей. Не случайно любители джаза пренебрежительно отзываются о роковых пластинках, сетуя, что надо было отрывать звукорежиссерам руки. Действительно, по сравнению с лучшими джазовыми фонограммами, записанными выпукло, масштабно, с воздухом, сценой и локализацией инструментов, пластинки всех рокеров записаны с чудовищной компрессией. Биампинг, а еще лучше мультиампинг с активным кроссовером как бы «разбирает» спрессованную фонограмму по частотам и дает возможность заново придать ей объем.
Лучше обстоит дело, если воспроизводить рок музыку не с пластинки, а с ленты. Мы включали Deep Purple “Who Do You Think We Are” c кассеты, записанной с мастер-ленты, и на JBL 4343 BWX эта запись, поданная с Nakamichi Dragon, звучала великолепно, создавая ощущение присутствия на живом клубном концерте. Кстати, в статье про кабели Acrolink выложена оцифровка этой записи – можете сравнить ее с любым компакт-диском и понять, как сильно обделил меломанов этот формат.
![]()
JBL 4343 BWX – довольно странная акустика – очень разборчивая. Одни фонограммы звучат на этих колонках великолепно, звучание других оставляет желать лучшего. Diatone DS-5000 более универсальны – на них хорошо звучит абсолютно все.
![]()
Особняком стоят DENON SC-5000. Для рок музыки эта акустика нравится Алексею больше Диатонов, и в этом пункте наши мнения разошлись. Дело в том, что у этих колонок три полосы, а не четыре, и большой басовый динамик на быстром податливом подвесе захватывает всю область мидбаса. Благодаря этому рок в исполнении DENON SC-5000 звучит более плотно и собранно, чем на Диатонах, которые разбрасывают нижний бас и мидбас по двум разным полосам, объединяя мидбас с серединой в одном динамике, работающем на частотах 200-1200Hz. Зато середина у Диатонов более яркая и вкусная за счет купольного динамика с диффузором титан-бор, и звучание электрогитар, которое выдают эти колонки, я не поменяю ни на какую собранность. Впрочем, для того и существует разная акустика, чтобы каждый мог подобрать колонки на свой вкус.
![]()
Еще одна фантастическая пара колонок YAMAHA NS20. Эта акустика категорически не подходит для тяжелой музыки, но джаз, любая акустическая музыка и Pink Floyd звучат на ней непередаваемо. За счет открытого НЧ диффузора, который занимает весь корпус колонки и работает в обе стороны, музыка заполняет пространство и буквально втягивает в себя.
Хотелось послушать еще несколько пар среднебюджетной акустики, например, Marantz LS-17A и попробовать пару вариантов усиления, но пора было спешить в аэропорт. Знай я заранее, что все равно не улечу своим рейсом, лучше бы мы послушали. На прощание Алексей сказал главное – оказывается, все то великолепие, что собрано в студии… Не лучшая аппаратура в его коллекции. Лучшая собрана в другом месте, и можно будет послушать ее как-нибудь в другой раз. Что ж, видимо в отношении аудиотехники я еще не перешагнул свои «сорок лет» - поеду теперь в Ростов специально.
Огромное спасибо Алексею Шаману за гостеприимство.
Сайт Алексея www.oldplayer.ru
Полюбоваться на всю коллекцию можно у него в Instagram.
В хорошее место всегда хочется вернуться - В ГОСТЯХ У ШАМАНА-2
ВНИМАНИЕ! Данный текст – тест на аудиофилию. Если во время чтения вы чувствуете, что у вас растет возбуждение, а мозг шепчет хочу-хочу и требует поставить музыку, поздравляем - вы аудиофил! Без качественной домашней стереосистемы состояние будет усугубляться!

Комментариев:
11
Mazi, 25-30 м примерно
Павел скажите , а какого размера комната в которой у вас сейчас стоит акустика ?
Кстати "мои" Sansui SP-G300 у Шамана в закромах тоже имеются.Любопытно было бы услышать его развёрнутый отзыв по данной акустике.Краткое резюме: хорошие колонки -я от него слышал,вернее читал где-то,а вот более полного освещения темы хотелось бы.И прежде всего из желания сравнить чьё-то восприятие со своим собственным.А может когда нибудь и ролик(видео)появится.
Так напиши ему на адрес
Это только во времена СССР существовали "концерты по заявкам".И те,довольно своеобразные.Ты им заказываешь Лед Зеппелин,а они тебе ВИА"Самоцветы" ))) А если серъёзно: Если Алексей(Шаман) начнет на каждую заявку делать видео или статью,то у него просто времени ни на что другое не останется. Так что пусть будет так как есть.И человек рассказывает о том,о чём считает нужным. А наши пожелания-это лишь наши пожелания.Будут они услышаны-хорошо.Не будут-тоже не смертельно.
ну тогда я ему напишу, правда попозже, как выставка уляжется
Тогда надо брать!
Ямаха продаётся насколько я помню.И цена есть на сайте.Кстати это тот самый случай когда лючше купить здесь чем там.Вес то у Ямахи сравнительно небольшой,а вот габариты...Это кстати тоже можно на сайте посмотреть.
да, 140 руб. но надо послушать это чудо сначала) после выставки...
Я не уверен, что эта Ямаха продается. В любом случае - это вопрос к Алексею. Сайт oldplayer.ru Может быть есть вероятность найти такие же колонки в Японии и заказать. Если ваша музыка джаз и около того - лучше едва ли что-то можно подобрать даже в теории.
Примерно 10 на 5 метров. Из отделки заметны только панели на стене за колонками. Высота потолка около 4 м. Вобщем, солидная кубатура ) По поводу этих Ямах - думаю, что никакая ) Я подобного конструктива никогда больше не видел, а он как раз все и решает. Хотя конструкции, работающие в обе стороны в принципе есть и в других моделях. Но такого "уха", думаю, больше ни у кого. Для живой музыки - совершенно уникальная, ни с чем не сравнимая акустика.
вот самое то помещение по размеру!!!!!! так и придется в Ростов поехать за Ямахой))
Ну и конечно такую Ямаху я с интересом бы заценил как любитель живой музыки! Павел, а какая акустика звучит близко к ней?
Наконец то я услышал от Павла важность размеров помещения! У меня нет такого опыта прослушивания разных компонентов сетапа, зато есть опыт прослушивания одного сетапа в разных помещениях. И этот опыт бесценен! А какое помещение у шамана, кстати? размеры и отделка?
С интересом прочёл, а на него уже давно подписан на ФБ. Его обзоры и у немцев популярны.
Спасибо,Павел,за интереснейший материал! С "Шаманом" и его сайтом я заочно знаком давно и его ролики всегда вызывали неподдельный интерес,как и его коллекция в целом.Конечно два часа-это просто миг-там бы недельку пожить среди всего этого великолепия.Но всё равно-здорово!
два часа, конечно, мало, но и две недели, я думаю, лишка будет. Ведь чел профи - он и за пару дней покажет, что лучше подходит именно твоим ушам)
Пройдите быструю авторизацию в системе, чтобы комментировать статьи и обзоры.