HIENDMUSIC.RU
Сайт о хорошем звуке
10 июля 2015 г.

mcintosh275.JPG

Усилитель Низкой Частоты (иначе - звуковой) предназначен для усиления электрического сигнала от любого источника - проигрывателя , CD-плеера и т.п. для подачи его на акустическую систему. Ламповый однотактный усилитель наиболее прост по схеме и конструкции и содержит как правило два каскада (реже - три) на триодах или пентодах (возможны вариации - в зависимости от выбранной схемы). Первый каскад является усилителем напряжения сигнала и его задача - раскачка оконечного каскада. Второй каскад - оконечный - это усилитель мощности и он непосредственно работает на акустическую систему. Однотактным он называется потому, что один усилительный элемент - в данном случае лампа - дает полный цикл усиления в течение всего периода сигнала. Так называемый класс А. Рабочая точка в таком случае выбирается на середине линейного участка характеристики лампы, благодаря чему достигаются очень низкие искажения, но данная схема имеет существенный недостаток - выходная мощность редко достигает больше 5-8 ватт и усилитель имеет очень небольшой КПД. Данные усилители применимы в качественных стерео- системах , но при условии использования чувствительной акустики , не ниже 92-95 Дб. Лучше всего такой усилитель справляется с джазовой и камерной музыкой, хорошо передаст вокал  и любую классику во всей ее красе - а вот любителям рока и тяжелых жанров - мощности явно не хватит, им лучше обратить внимание на более мощные двухтактные  усилители.

 

Двухтактный усилитель - это усилитель, в выходном каскаде которого работают две лампы, усиливая сигнал поочередно - каждая свою половину периода. Выходной каскад может быть выполнен как на триодах так и на пентодах. По построению схемы они бывают класса В - когда каждая из двух ламп усиливает точно половину сигнала, но из-за высоких нелинейных искажений такая схема мало применяется, чаще на практике используется режим АВ ( есть вариации АВ-1 АВ-2) - когда каждая лампа немного захватывает область усиления другой - тем самым немного как бы накладывая одно на другое, обеспечивая тем самым  меньшие искажения в точке перехода через нуль . Этот вариант усилителя обладает большей экономичностью и гораздо большей мощностью, и по этой причине он самый востребованный в усилителях. Обеспечивая хорошее качество звука он способен выдать до 20-40 ватт в нагрузку - и этой мощности вполне хватает для раскачки даже тугой акустики и для музыки любых жанров. Но все-же по прозрачности и натуральности звука этот усилитель уступает однотактному в классе А. Тем не менее по соотношению цена/качество данная схема в лидерах и  применяется в 95% усилителей, если не больше. Входные цепи усилителей как правило идентичны - и включают в себя регулятор уровня громкости -  плавный или ступенчатый и переключатель входов. Регуляторы  тембра в высококачественных усилителях не применяются, так как по опыту их использования в прошлые годы почти все  конструкторы пришли к единому мнению - кроме увеличения искажений эти  регуляторы  ничего не дают.

Транзисторный усилитель - это усилитель звукового сигнала, в котором в качестве активных усилительных элементов используются не лампы, а транзисторы. Такие усилители обладают очень высокой экономичностью, малым весом и габаритами по сравнению с ламповыми. Они также  бывают разных типов виду выходного каскада - очень редко это класс А - в однотактном включении транзистор способен отдать очень малую мощность, и потому этот вариант практически не применяется. Наиболее распространен вариант двух-тактного усилителя класса АВ и В. Существуют еще усилители класса D - это метод импульсного усиления, когда выходной транзистор работает как реле - открыт - закрыт ( ключевой режим) но в очень короткие периоды времени - так называемая ШИРОТНО-ИМПУЛЬСНАЯ модуляция, Некоторые ошибочно называют этот усилитель цифровым -  это неверно, он обычный аналоговый.Такой усилитель обладает самым высоким КПД. и большой мощностью  и потому нашел применение в мобильных и АВТО - усилителях. Однако качество звука у него очень невысокое, изначально еще в 70-х годах прошлого века, такие усилители использовали исключительно в мегафонах и подобных усилителях, где качество не важно. Сейчас схемотехника их доведена до совершенства и они обеспечивают неплохое звучание - повсеместно усилители класса Д применяют в ресиверах для домашнего кинотеатра, где важна компактность, мощность и экономичность.

Лучшие усилители на транзисторах строились на германиевых транзисторах,по параметрам и звучанию они очень близки к лампам , но в настоящее время повсеместно вытеснены более стабильными кремниевыми. Они при правильном построении схемы обеспечивают очень хорошее качество звука при большой мощности - пример тому знаменитый усилитель БРИГ-У-001 разработки Лихницкого А.М., некогда пользовавшийся заслуженной популярностью, ценимый и сейчас. Ныне лучшие усилители  строятся с использованием в выходном каскаде полевых транзисторов - они хоть и дороги но дают высокое качество звука. Транзисторные усилители имеют обычно 4-5 входов, схемы тон-компенсации, отключаемый тембро-блок и встроенный фонокорректор для винилового проигрывателя. По мнению hiendmusic.ru,пользоваться какими-либо встроенными фонокорректорами не имеет смысла – этот компонент обязательно должен быть отдельным. Найти современный транзисторный усилитель мощности с хорошим звучанием за приемлимые деньги - задача непростая. Одна из моделей, которую hiendmusic.ru может смело рекомендовать - BRYSTON 4B SST.

Усилитель ИНТЕГРАЛЬНЫЙ - усилитель звукового сигнала, сочетающий в одном корпусе как предварительный усилитель и устройство коммутации входов с регулировкой громкости, так и усилитель мощности -  по сути законченное устройство, к которому подключаются источники сигнала и акустика. По типу построения усилитель может быть выполнен как на лампах, так и на транзисторах или микросхемах - возможны также комбинации - в разных сочетаниях, например лампа на входе в усилителе напряжения и транзисторы в усилителе мощности.

Предварительный усилитель - это усилитель звукового сигнала, обычно используемый в сочетании с усилителем мощности ( в виде отдельного блока) - в нем имеются каскады предварительного усиления, регулятор громкости, коммутация входов, может быть встроен и фонокорректор и ЦАП для работы с цифровыми источниками. Преимущество выделения пред-усилителя в отдельный блок состоит в том, что исключаются помехи и наводки от усилителя мощности.

Усилитель мощности - это законченный блок усиления мощности звука, может быть как одно-канальным, так и двух-трех- четырех и более. Никаких регуляторов и пульта управления он как правило не имеет. Обычно у него один вход и один выход. Некоторые моно-блоки допускают параллельную работу по так называемой "мостовой " схеме включения - для удвоения выходной мощности. В домашних кинотеатрах премиального уровня могут использоваться 5 и 7 канальные усилители мощности, выполненные на транзисторах,очень редко - на лампах.
 
Усилителей производится огромное множество, и начинающему аудиофилу часто бывает трудно сориентироваться. Что же установить? ламповый двухтактник? Однотактник? Транзисторный интегральник? А нужен ли предусилитель? Простой совет от hiendmusic.ru будет такой: если вы слушаете классику, джаз и легкую живую музыку - выбирайте однотактный ламповый усилитель и чувствительную широкополосную акустику. Если вы любите рок - выбирайте на слух ламповый двухтактник или связку из лампового предусилителя и транзисторного усилителя мощности. Например, связка из лампового предусилителя от EMT и транзистроного "мощника" BRISTON - должна хорошо работать с любой многполосной акустикой. Рекомендовать транзисторные интегральники, если это не Lavardin, не будем, т.к. звучание этих усилителей, как правило, отличается неприятной резкостью и синтетичностью. Подробнее о строительстве системы в нашей большой статье.

 









«Hi-end - это любая система, которая достаточно хороша, чтобы занимать все ваши чувства и удерживать ваше внимание во время прослушивания, чтобы вам больше ничего не хотелось делать… Система не должна быть обязательно дорогой. Просто умело собранной».