HIENDMUSIC.RU
Сайт о хорошем звуке
15 июля 2015 г.

301274_10150319889453019_284604763018_8091222_1795658793_n.jpg

Это правило нужно написать большим буквами и повесить над полкой с дисками – играет не система, играет связка система + комната. Помещение – такой же важный компонент, как акустические колонки, и оказывает огромное влияние на звук, но прежде, чем говорить о комнате для прослушивания, давайте разберемся, что же вообще такое правильный характер звука! Для начала, скажем о том, что правильный характер звука в первую очередь зависит от ушей слушающего и предпочитаемой музыки. Известный российский производитель акустики Александр Ян-Беляевский считает, что всех слушателей можно условно поделить на шесть категорий:

 1 категория - слушатели (балалайщики), которых устраивает посредственное качество звука MP3 плееров, настольных магнитол, а так же CD/DVD карманных плееров.

 2 категория - слушатель обычный, воспринимающий без разбора какую-либо музыкальную информацию, не вникая ни в технику, ни в качество звучания.

 3 категория - любитель техники - это слушатель, который любит смотреть на технику, подчеркивая изысканные детали, начиная с фирменного логотипа и других надписей, заканчивая ручками, кнопками, корпусом и т.д. Он получает полное удовлетворение от зомбирования какой-либо очень известной маркой, не делая акцент на качество звука. Главное для таких слушателей - это красота исполнения, огромная популярность марки, а иногда и высокая цена.

 4 категория - любитель музыки - это слушатель, который воспринимает любимую музыку различных жанров на всевозможной имеющейся у него технике, устраивающей его по относительному качеству.

 5 категория - меломан - это слушатель высокой категории, для которого имеет большое значение на какой технике, какого качества слушать любимые композиции разных исполнителей, вникая в высокое качество тонального баланса и глубины сцены в согласованных между собой компонентах.

 6 категория - аудиофил - это слушатель высочайшей категории, для которого имеет большое значение не только высокое качество теxники, но и качество записи носителя (прослушиваемых дисков). Также, аудиофилу важны максимально слышимые мельчайшие подробности при воспроизведении звука, звуковые детали с мельчайшими подробностями концертного зала, консерватории, джаз-клуба и т.д. - окружающей атмосферы живого звука, как наяву. Как правило, у аудиофилов дизайн стоит на третьем месте после идеального звука и качества техники.

 Если вы посетили наш сайт, то, предположим, вы попадаете в категорию от 3 до 6. Если вы любите при этом джаз, то правильный характер звука для вас будет  один, а если вы почитатель рок-музыки, то несколько другой. Тем не менее, существуют общие моменты, которые будут совпадать для всех категорий слушателей и всех музыкальных жанров – о них мы и поговорим.

 Наша программная статья КАК СОБРАТЬ СИСТЕМУ – это пошаговое практическое  руководство к построению качественного аудиофильского тракта. В этой статье мы сделаем некоторые дополнения, чтобы вы могли собирать свою систему не только на слух, но и на основе теоретических знаний.

Прежде всего, необходимо уделить внимание такому электрическому параметру, как уровень чувствительности Акустических Систем (АС). Он определяет уровень громкости звучания при данной мощности усилителя. Уровень чувствительности АС — существенный фактор при определении того, насколько хорошо он будет работать при данной выходной мощности усилителя. Для создания громкого звука (100 дБ), АС с номинальным уровнем чувствительности 80 дБ потребуется 100 Вт. АС с уровнем чувствительности 95 дБ для создания такого же уровня звукового давления достаточно будет только 10 Вт. Снижение чувствительности на каждые 1,5 дБ для получения одинакового уровня звукового давления требует удвоения мощности усилителя.

Важнейший закон акустики, - чем выше чувствительность акустической системы, тем больше вы услышите деталей в звукозаписи. Акустическая система с высокой чувствительностью всегда будет иметь преимущество в звучании перед системой, имеющей более низкую чувствительность. Идеальная чувствительность для бытовых акустических систем составляет 91-92 дБ. Для систем с такой чувствительностью не требуется мощный усилитель, а значит - качественнее звук и меньше цена. Именно из этого следует высокое соотношение цены и качества.

Акустическая система должна быть согласована с остальными компонентами вашей системы как электрически, так и по характеру звучания тонального баланса. АС, хорошо работающая в составе одной системы, может оказаться неприемлемой для другой системы (или другого слушателя).

Еще один электрический параметр, который необходимо учитывать - сопротивление АС. Это электрическое сопротивление, которым нагружается усилитель мощности при подключении АС. Чем меньше сопротивление АС, тем более жесткие требования предъявляются к усилителю мощности. Если вы берёте АС с низким сопротивлением, то убедитесь, что усилитель сможет с ними работать без проблем.

Еще одна ошибка заключается в использовании высококачественных АС с низкокачественными усилителями и плохими источниками сигнала CD/DVD/SACD или аналоговыми другими источниками. Высококачественные АС обладают гораздо более высокой информационной разрешающей способностью, чем аппараты более низкого качества. Они сразу выявляют все недостатки электроники и источника. Многие аудиофилы подключают прекрасные АС к посредственным усилителям и устаревшим источникам (цифровые CD 16BiT и винилы с устаревшими головами), тем самым, сводя на нет уникальные возможности своих акустических систем. Комплектуя аудио систему, обязательно согласуйте качество АС с качеством остальных компонентов.

Хорошая акустика должна иметь давление не менее 90 dB. ( по указывается на фирменной табличке, прикрепленной к задней панели акустики), что способствует хорошей насыщенности и детализированности воспроизведения. Прослушивайте брендовую (настоящую) акустическую систему не меньше часа. Убедитесь, что вы прослушиваете АС на той же высоте, что и дома, когда будете слушать музыку, сидя в кресле или на диване. Убедитесь, что аудио компоненты и источники сигнала, к которым подключены акустические системы, сравнимы по качеству с вашими компонентами. Можно легко потерять голову от восхитительного звучания в выставочном зале дилера, но испытать разочарование, подключив АС к собственным аудио компонентам, если они у вас более низкого класса. В идеале, необходимо подключать прослушиваемые акустические системы к усилителю той же мощности и одинакового характера звука, что и у вас дома, или к тому, который вы намерены приобрести в расчете на эту акустическую систему.

Обращайте внимание на тупой, медлительный и бубнящий звук баса. Одной из наиболее утомительных характеристик плохих акустических систем является окрашенный, рыхлый и не имеющий выраженного тона бас. В звучании басовых нот должна прослушиваться отчетливая высота, а не низкочастотное гудение «одной ноты» на фоне музыки. Мужская речь хорошо раскрывает окраску верхнего баса; в нем не должно быть чрезмерно акцентированного или неестественного «ящичного» звука.

Отдельные басовые ноты не должны звучать громче остальных. Прислушайтесь к соло рояля, в котором нисходящие и восходящие ряды нот играются ровно на левых, т. е. низких регистрах инструмента. Каждая нота должна быть ровной по тональности и громкости, четко артикулированной. Если звучание одной ноты отличается от остальных, это может быть признаком того, что у акустической системы проблемы с этой частотой.

Глубокие басы должны быть плотными, натянутыми, чистыми и «быстрыми». Применительно к басам, качество важнее количества. Плохой бас - это постоянное напоминание о том, что музыка воспроизводится искусственно, а это усложняет ее прослушивание. Образцом того, как не должен звучать бас, являются автомобильные сабвуферы. Автомобильные стереосистемы разработаны в расчете на излучение максимальной мощности звука на одной частоте, на не артикулированный и немелодичный бас. К сожалению, преувеличенность баса обычно указывает на худшее качество звучания этого частотного диапазона у акустических систем, ценовые категории которых от дешевых до умеренно дорогих. Для таких АС предпочтительнее слабый, плотный и артикулированный бас.

Прислушайтесь к совместному звучанию малого барабана и бас-гитары. За звуками бас-гитары вы должны слышать динамичный басовый рисунок барабана. Барабан должен звучать ритмично, а не кататься слегка запаздывающим относительно бас-гитары. Акустическая система, воспроизводящая ритм недостаточно мощно, делает звучание вялым, даже медленным. Но если АС правильно передает ритмичность звучания, ваши ноги будут непроизвольно отбивать такт, вы услышите более «ритмичную» и вовлекающую музыку.

У некоторых акустических систем особенно утомительной может быть окрашенность средних частот (СЧ). Существует еще множество акустических систем с окрашенным звучанием. Их можно узнать по специфическому звучанию вокальных партий, напоминающему звуки речи сквозь сложенные рупором ладони, по носовому звучанию или по выделению некоторых гласных звуков. Чаще встречается слышимый провал, давящий своей глухотой, или небольшой подъем в этом диапазоне (СЧ), проявляющийся тенящим, металлически окрашенным звуком фортепиано. Хорошая АС воспроизводит вокальные партии чисто и открыто, - создается впечатление, что они существуют отдельно от акустических систем. Проблемы в воспроизведении среднего звукового диапазона затруднят и восприятие музыки - ее звучание будет таким, словно исходит из корпусов, а не рождается в пространстве. СЧ диапазон - это в акустической системе главная составляющая звуковой картины, воспринимаемая человеческим ухом.

Низкое качество звучания высоких частот характеризуется зернистым или грязным звучанием скрипок, тарелок и чрезмерно акцентированными свистящими звуками вокальных партий (звуки с, ч и ш). Тарелки «забрызгивают» всю звуковую сцену шлепками, которые воспринимаются как взрывы невнятного белого шума, в то время как их звучание должно иметь некоторую утонченность, фактуру и высоту тона. При хорошем воспроизведении высокие частоты составляют единое целое с музыкой, не привлекая к себе внимание. Если вы обнаружите, что пара акустических систем дает вам знать о высоких частотах как об отдельной составляющей музыки, будьте начеку. А также надо обратить внимание на ширину направленности звука ВЧ головок - если она очень узка (точечно), то это усложнит прослушивание в свободной посадке, сидеть придётся неподвижно и только одному слушателю с миллиметровой точностью в центре треугольника зоны прослушивания. Этим эффектом страдают, как правило, ленточные ВЧ головки. Проверить этот эффект просто, при прослушивании АС слегка покачайтесь из стороны в сторону, если звук не меняется, значит ВЧ головки имеют широкую направленность.

Еще одно качество АС, на которое следует обратить внимание - это их способность звучать на большой громкости без перегрузки. Некоторые акустические системы звучат великолепно на низких уровнях громкости, но сильно искажают звук на высоких уровнях. Послушайте оркестровую музыку с крещендо - звук не должен разрушаться и становиться хриплым на громких, сложных пассажах. Но если Вы будете слушать АС на низких уровнях, то Вам этот пункт соблюдать не обязательно.

Наконец, акустические системы High-End или Hi-GH класса должны «растворяться» в звуковой сцене. Хорошая пара акустических систем развернет перед вами в пространстве музыку, не оставив и мысли о том, что звук исходит из двух ящиков, расположенных у противоположной стены комнаты. Певцы должны обрести точные, осязаемые образы и расположиться между акустическими системами (если они были записаны именно так). Звуковой образ инструмента должен занять определенное место на звуковой сцене, не смещаясь в одну или другую сторону, при переходе с одного регистра на другой. Звучание музыки должно быть открытым и прозрачным, а не туманным, мрачным или не прозрачным. В общем, АС должны «раствориться» в пространстве. Достигнуть такого эффекта в хороших АС возможно при установке их на одной линии по горизонтали, и идентично поворачивая их относительно своей центральной оси.

Некоторые акустические системы классом Hi-Fi и даже High-End имеют окрашенность звучания, специально заложенную в них при разработке. Бас делается большим и жирным, высокие частоты - излишне яркими, чтобы создать иллюзию «чистоты». Такие акустические системы обычно чрезвычайно чувствительны, поэтому они будут играть громче других, если не предварить сравнительное прослушивание операцией согласования уровней. Эти акустические системы могут произвести на слушателя благоприятное впечатление при двухминутной демонстрации, но станут чрезвычайно утомительны, после того как вы принесете их домой.

 Некоторые часто задаваемые вопросы:

 Почему старые усилители лучше звучали? - навесной монтаж, отсутствие печатных плат, шлейфов, соединительных клемм и т.д., что исключает большое влияние межпроводниковой ёмкости.

 Почему ламповые усилители звучат чище, чем транзисторные? - в транзисторной технике очень много плат, дорожек, мелких деталей и т.д., что даёт огромную межпроводниковую ёмкость между плюсом и минусом, в ламповых усилителях это отсутствует.

 Почему ресиверы звучат хуже, чем обычные транзисторные усилители? - ответ прост: все чипы (микросхемы), находящиеся на борту ресиверов, MP3 плееров и т.д. имеют огромные врождённые внутренние межпроводниковые ёмкость и индуктивность. Показатели огромны и недопустимы для качественного воспроизведения, а ещё и в платах, и в шлейфах и т. д. В двухканальных транзисторных усилителях этого в разы меньше.

 Усилители - должны точно соответствовать как номинальной мощности, так и входному сопротивлению акустических систем, входящих в тракт, а так же соответствовать рекомендациям компании-изготовителя - с какими источниками (проигрывателями) и акустическими системами он идеально согласуется. При разработке усилителей инженеры компаний всегда ориентируются на отобранные ими модели источников и акустических систем разных компаний (как правило, это указывается в паспорте модели усилителя). Неправильное соотношение параметров усилителя и акустических систем не позволит получить идеальный звук, а также выведет системы из строя.

 Большое влияние на окраску звука по тональному балансу оказывает усиленный сигнал, исходящий из усилителя, который складывается из комплектующих схематики данного аппарата. Парадокс, но грамотная схемотехника, конструктив, недорогие детали в усилителе могут дать более высокий результат, чем дорогие комплектующие в безграмотной схемотехнике и конструктиве (не все то золото, что блестит и дорого стоит).

Фактор стабилизации сети питания очень важен как для источника, так и для усилителя. Стабильное питание, рекомендованное производителем, полностью раскроет возможности усилителя и по мощности, и по динамике.

 Комната прослушивания - одна из самых важных составляющих для прослушивания (восприятия) звука. Комната прослушивания - это эквалайзер. От правильности настройки такого эквалайзера зависит тональный баланс звука.

Самый простой способ настройки вашей комнаты прослушивания - с помощью «хлопка в ладоши». Звук от хлопка должен распространяться равномерно по комнате, без дополнительных резонансов (эхо), с быстрым плавным затуханием примерно 0,3-0,7 сек. Если показатель меньше, то комната переглушена, если больше, то наоборот. При хлопке  самое главное - уловить моменты резонансов снизу, сверху и с  боков. В зависимости от силы резонанса стен пробуйте его - устранить маленькой картиной или большой, может и ковер вешать придется. Также и пол, положите маленький коврик, потом большой, может и палас полностью на весь пол придется положить. С потолком все гораздо сложнее. Здесь одно правило - потолок должен быть ломаный (неправильной формы) для разбивки звуковой волны. Здесь творчеству нет предела. Таким простым способом можно хорошо подготовить комнату прослушивания. Для идеального (правильного) оформления нужен хороший мастер, измерительные приборы и специальные материалы. Здесь советую не экспериментировать, а обратиться к специалистам, которые имеют не один десяток лет стажа по озвучиванию помещений – например, в компанию АЭРФОН.

Каждый слушатель имеет индивидуальную комнату прослушивания. Даже если есть схожесть в планировках комнат, то находящиеся в них различные предметы вносят свои поправки в тональный баланс звука. Разница планировки комнат и нахождения в них предметов заставляет звучать акустические системы по-своему. Поэтому ничего удивительного нет в том, что одни и те же акустические системы и компоненты звукового тракта в разных комнатах звучат совершенно по-разному.

Идеальная комната прослушивания должна иметь прямоугольную форму, где звуковая сцена, созданная акустическими системами, должна излучаться от стены с наименьшей шириной.

Все компании, производящие акустические системы, имеют такие комнаты прослушивания. Но все они очень разные по габаритам (ширина, высота), по материалам отделки, по местонахождению и климату (сухо, влажно, холодно, тепло) и по высотам над уровнем моря. Именно поэтому звучание акустических систем разных компаний никогда не будет похожим друг на друга. Обратите внимание на свои окна (если они есть), которые должны быть закрыты плотными занавесками из велюра или из плотной ткани, или вертикальными жалюзи. Средний размер комнаты прослушивания должен составлять 12-38м2. Большие или небольшие размеры комнат очень сложны в озвучивании, поэтому здесь помещение должны озвучивать только профессионалы.

В современных квартирах почти никогда не встречаются комнаты, которые не уродовали бы звук системы какими-либо звуковыми искажениями. К счастью, все эти проблемы не сложно решить при помощи нескольких пассивных акустических элементов – басовых ловушек, рассеивателей и настенных акустических панелей. Многие недооценивают эти элементы, и если взять сотню владельцев хороших музыкальных систем, то акустические элементы найдутся в лучшем случаях в десяти комнатах. А ведь эти элементы могут улучшить качество звука на порядок! Ни в коем случае не пренебрегайте ими.

 С) Александр Ян-Беляевский «Кое-что об акустике» в редактуре hiendmusic.ru









«Hi-end - это любая система, которая достаточно хороша, чтобы занимать все ваши чувства и удерживать ваше внимание во время прослушивания, чтобы вам больше ничего не хотелось делать… Система не должна быть обязательно дорогой. Просто умело собранной».