HIENDMUSIC.RU
Сайт о хорошем звуке
29 октября 2014 г.

Активный акустический комплекс

У меня довольно рано появился настоящий High End - в 1993 году, в виде комплекта американских усилителей Sound Logic of America by David Manley и американской акустики Acarian Systems Alon 2, которая выдавала идеальную сцену с поразительно точной локализацией звуков, так что даже за спину залетал вертолет, или, к примеру, звук закрывающейся тяжелой скрипучей двери был слышен в метре справа от правой колонки.(Указанные фрагменты были с пластинок Yello альбом Flag и сольник Robert Fripp Exposure LP (1979 ). Чтобы дополнить картину, добавлю, что в качестве источников у меня были виниловая вертушка Linn c головкой Shure V 15 и СД проигрыватель Pioneer SD 95. Еще тяжелее были усилители, которых была пара и которые располагались на полу рядом с колонками.

Около 8 лет я эксплуатировал эту систему, пока в жизни не случились перемены, вынудившие меня распродать весь комплект аппаратуры.

Длительное время я обходился без звука, однако потребность иметь хороший звук снова возникла. Только моя экономическая ситуация поменялась и я уже не мог, как прежде, щелкнув пальцами, разом купить себе систему. Пришлось выкручиваться скудными методами. Мне подвернулся легендарный приемник выпуска 50-х Рига 10, изготовленный по технологии Сименс, с соответствующим вкусным, породистым звучанием. Надо отметить важный момент, происшедший к тому времени. Я поменял критерии к звуку с жесткого острого звучания коммерческого High End'а на мягкий звук лампового приемника и в дальнейшем добавляя высокие и низкие полосы к Риге 10, стремился сохранить эту мягкость звучания. Так вот, через некоторое время захотелось полновестного звучания , с басом и верхами, т.е. перейти на 3-х полосную систему, а как делать акустический фильтр, я и понятия не имел и это был для меня настолько темным лесом, что даже попытки не стал делать в этом направлении. Оказалось гораздо проще купить активный кроссовер, подключая к нему усилители по полосам. По крайней мере так был уверен, что разделение по полосам происходит грамотно.

В начале был куплен профессиональный транзисторный кроссовер, который свою роль выполнял неплохо, но для достижения абсолютного результата, сохранения тембров и воздуха необходимо было перейти на ламповый кроссовер. Потом подбирались усилители, динамики. Неизменными оставались только Рига 10, за их непревзойденную породу звука.  Законченный вариант вы можете видеть на фотографии.

Сердцем системы является активный ламповый кроссовер, предназначенный для разделения сигнала на три полосы - бас, середину и верхи. Из кроссовера сигнал направляется к трем стерео усилителям, каждый из которых воспроизводит соответствующую полосу. Между каждым оконечным усилителем и динамиком не существует каких либо дополнительных фильтров. Т.е. динамик подключен к усилителю напрямую. Вот, собственно и весь принцип. Как в любой системе, качество звука зависит от класса применяемых усилителей и динамиков, радиоламп и проводов, конденсаторов и т.д. Для кого интересны подробности, привожу данные :

1.

ВЧ секция

Драйвер Кинап 1А-16 и супертвитер ACR Swiss (Fostex) FT 50 H ring radiator

 Усилитель стерео однотактный на лампах 6SL7 и EL34

( виден на фото, слева от проигрывателя)

2.

СЧ секция

Динамики Telefunken-Siemens , усилители однотактные моноблоки на базе EAG 057 на лампах 6SL7 и EL34

Расположены в корпусах СЧ секции, так что невидимы

3.

НЧ секция

Динамики Tesla ARN 930 39 см , усилитель двухтактный на базе EAG 057 на лампах ЕСС 82 и EL34

Расположен на полу, чуть виден слева.

Во всех усилителях отсутствуют обратные связи, за исключением усилителя для баса

4.

Кроссовер

выполнен на лампах 6SN7 , применены фильтры Саллена—Кея второго порядка, 12 ДБ на октаву.

Частоты раздела 500 гц, 2300 гц, 9000 гц

Установлены лампы следующих фирм : RCA, General Electric, Telefunken, Sylvania .

Для регулировки громкости применены звуковые аттенюаторы ( т.е. на дискретных резисторах )

Межблочные и акустические кабели просто из меди.

 

Как это звучит

Вы понимаете, что при таких вложенных средствах и усилиях, звук должен быть незаурядным, что, скорее всего, можно и услышать. Активная система, когда звук разделяется на полосы ламповым кроссовером, подавая конкретную полосу на отдельный усилитель, к которому динамик подсоединен напрямую, значительно превосходит cтандартную стерео схему.

Итак, какие моменты можно расслышать ?

Ну, к примеру, гитары. Давайте про электрические.

 

Электрические гитары

- Тяжелые гитарные рифы как у Black Sabbath звучат рассыпчато, с воздухом и долгим сустейном, создавая имитацию расположения гитарного комбика Томми Айоми где то поблизости.

- Сольные проходы звучат певуче, с хорошей атакой и долгим сустейном , опять таки создавая ощущение близко расположенного комбика.

- Хорошо слышны преднамеренные искажения, вносимые в звук гитарными примочками, такими как Overdrive и Distortion ( Fuzz ), Sustainer, Flanger.

 

Акустическая гитара

- На битловской And I Love her струны такие упругие и в то же время мягкие, жирненькие, преисполнены вкуснейших тембров. Прямо видишь эту струну, обвитую медной проволочкой, как она вибрирует, прижатая к медному ладу на коричневом старом грифе.

- Акустический пассаж The Fish из альбома Fragile (Yes, Steve Hove) звучит прямо как обобщенный классический образ акустической гитары. Как в зале консерватории находишься. И все приемы игры на классической гитаре вот тебе, как на блюдечке перед тобой. Здесь такие дрязги и тембры, по всем струнам прошелся Стив. Мировая академия гитарного мастерства.

- Вступление на Wish You Were Here из одноименного альбома Pink Floyd повисает в воздухе ощутимыми телесными звуками, извлекаемые Гилмором из какой то очень вкусной струны, возможно даже нейлоновой.

 

Барабаны

- ведущий барабан со спрятанной пружиной под кожей звучит рассыпчато, как короткий фрагмент барабанной дроби. При этом басовым призвуком отдает в грудь. Во всех х записях ведущий барабан со слышимой пружинкой хорошо слышан.

- барабаны том-том - со звуком натянутой кожи и басовым послезвучием.

- напольный том-том - отдает басом в грудь

- бочка - массивно, низко, кратко. Кроткий импульс от контакта колотушки с туго натянутой кожей.

Тарелки

- смотря по какому месту по ней бьют. Если тихонько и по краешку, звучит тонко, высоко и звук длинный, долгий. если ближе к середине, то хорошо слышен, металл , как у колоколов, треугольников и прочей перкуссии.

 

Бас гитара

- хорошо, чтобы бас был прописан с выраженной серединкой, когда гитара как бы хрюкает, хотя она и не хрюкает вовсе, но издает такие звуки, что хочется так сказать. Не могу подобрать другого слова.

- Басовое соло перед N.I.B. на первой альбоме Black Sabbath звучит как квинтэссенция тембра басовой струны, с невероятными дрязгами, хрюканиями и прочими около басовыми призвуками, которые невозможно выразить словами.

- ну и вообще приятно, когда сама суть басовой струны, ее серединка , нитью проходит сквозь музыку, как в Yes, например. ( и во множестве другой музыки, разумеется. Не претендую на полноту картины, просто привожу примеры, о которых вспоминаю на данный момент)

- Обобщая, скажу, что бас звучит как бы слегка разрывая бумагу своими тембрами и отдавая в грудь. Всегда слышен в общем инструментале.

 

Орган Хаммонд

- ну вы понимаете, что в Uriah Heep и Deep Purple орган Хаммонд делает великую погоду. Так что слышать его ревущие звуки довольно важно, и моя система воспроизводит это с блеском. Давно ли вы слушали соло Кена Хенсли на Gypsy с первого альбома Uriah Heep ?

 

Вокал

- Все голоса прекрасно слышны, расположены в центре и чуть отделены воздухом от инструментала,так что можно насладиться любым из своих любимых исполнителей в полной мере.

- Mick Jager, David Bayron , Robert Plant, Ozzy Osbourne, Beatles, Jesus Christ Super Star, Mark Farner , Dan McCafferty, Paul Rogers, Anny Lennox, Abba, Marc Bolan, Jim morrison, Burke Shelley ....

- А композиция You Take My Breath Away из альбома Queen A Day at the Rices впечатляет очень круто. Держу эту пластинку специально для демонстрации.

 

 

Обобщение

Обобщая детали, скажу, что важным достоинством системы является натуральность ее звучания, можно выразиться, на грани документальности. Когда общий музыкальный фон воспринимается так, как будто действие происходит в жизни, имитируя ситуацию в зависимости от записи. Или это уличный концерт, или аура концертного зала, или звучание ближе к студийному. Тогда музыканты как бы где то рядом. Из общего музыкального фона периодически обращает на себя внимание какой-нибудь инструмент, вызывая восхищение своей фактурностью, независимостью, самостоятельностью и полной прорисовкой образа, не затмевая при этом остальных участников ансамбля или оркестра. Такая достоверность есть результат многих факторов. Это довольно гладкая амплитудно-частотная характериcтика, тщательная стыковка звучания динамиков на частотах раздела, применение " звучащих " аудиофильских деталей на всех участках схемы, использование рациональных однотактных схем в усилителях, отсутствие губительных обратных отрицательных связей где либо, включая фонокорректор. Ну и, пришлось повозиться, конечно.

Еще один существенный момент. Система может играть тихо, сохраняя при этом все пропорции, с полной прорисовкой баса и рассыпчатыми тарелочками, с четкой серединкой. Вроде как старый ламповый приемник играет, только все слышно. А если хочешь встряхнуться и ощутить конкретную атмосферу, тогда вот ручка громкости. Крути вправо !

И еще. Система должна воспроизводить воздух, который в реальности присутствует в каждом инструменте. Тогда звук получается комфортным, жизненным и масштабным.

Не забывайте, что описанный звук формирует в том числе и фонокорректор IQ-I, который можно оценить как на моей системе, так и у себя дома. Стало быть, он непосредственный участник и родитель всех описанных достоинств. Осталось только вам как-нибудь собраться, чтобы самим все услышать, а еще лучше приобрести фонокорректор, чтобы иметь собственный качественный источник звука.

Если кому интересно, то следующая глава будет про то, как мне пришлось прийти к такому сложному решению, как активная система. Дальнейшее содержание отношения к фонокорректору не имеет, так что можно прочесть в качестве развлечения, если, повторюсь, кому интересно.

 

История про Хай-Эндовые колонки из 90-х

А сейчас расскажу еще про одну знатную акустику, которая побывала у меня в период, когда я пользовался Alon 2. Шли дикие 90-е года с уродливыми формами уходящего социализма и зарождающимися элементами перестроечной коммерции. Появились частные рестораны, парикмахерские, магазины, автосервисы или просто уличные ларьки, в которых ночью можно было не только купить водку, но и поменять валюту. На арендованных где попало торговых площадях, в Бог знает каких условиях, посреди  прилавков с товарами разного ассортимента, появились островки  с продажей аудио и видео аппаратуры. Это были чисто торгашеские точки без системного подбора по ассортименту и производителю, с намерениями срубить денег немедленно и любой ценой, а там хоть трава не расти. На тесных пространствах  этих безвкусных  точек можно было встретить любые компоненты стереосистемы, в нагромождении наставленные вдоль стен. Колонки, ресиверы, усилители вперемешку теснились на обшарпанных полках, создавая пеструю палитру мировых брендов: Technics, Sony, Aiwa, JVC, Bose, Akai и так далее, причем каждый компонент продавался в одном экземпляре и без какой либо привязки к соседнему. Базар в чистом виде. На таком фоне, потихоньку,  стали зарождаться  магазины-салоны, представляющие конкретные бренды в качестве официальных дилеров. Названия были диковинные, ранее нам неизвестные: Klipsch, Manley, Tannoy, Linn, Westlake Audio, Audio Research, Apogee, Acoustiс Energy, Audio Note, Bowers&Wilkins, Conrad-johnson, Mark Levinson, Thorens и прочие подобные. Весь это ассортимент назывался таинственным и торжественным словом High End и мы произносили его с благоговением и придыханием, подобно тому как актер  Караченцев произносил слово "Фильм" в  фильме Человек с бульвара Капуцинов. Хай ендом начали торговать только что возникшие и конкурирующие фирмы: Энигма, Эзотерика, Пурпурный Легион, и другие. Энигма  торговала в обыкновенной московской  квартире, возле м. Аэропорт (о, дикие времена!), но однажды, морозным декабрем, устроила Хай Енд шоу в дорогущем отеле на Тверской, недавно построенном пришедшим капитализмом. Меня позвал туда Михаил К., главный иделог Хай Енда из Пурпурного Легиона, с которым у нас сложились дружественные отношения. Прямо из Пурпурного, с Горьковской набережной, разместившись в микроавтобусе небольшой компанией из специалистов и постоянных покупателей, мы прибыли к этому роскошному островку новой Москвы. У входа в отель дежурил высоченный  швейцар, одетый в длиннющую до пят шубу из темного меха, нелепый в своем наряде. Мы, не привыкшие к рекламным уловкам современного времени, потупили глаза, стыдясь его унизительного положения, а наш предводитель, Миша К, с высоты своего могучего роста, опустив и наклонив голову, умудрился взглянуть нам в глаза, как бы лукаво – ну, что, смешно? Кстати, Миша К. перемещался по Москве, пешком или в метро, с 20-килограммовым  рюкзаком за спиной, в котором располагались СД плейер, цифровой конвертер с усилителем для наушников и аккумулятором, питающим всю систему. В ушах наушники, проводочек от которых вел в рюкзак. Мы послушали звук из этих наушников, но так и не поняли, чего ради Мишка таскает такой вес, и несмотря на любовь и уважение к нему, стали чуть подсмеиваться над этим феноменом. Пройдя через гранитный холл и поднявшись в лифте на этаж, мы очутились в мире фешенебельной звуковой аппаратуры. В центре экспозиции, затмевая всех, высились прозрачные, в рамке из красного дерева, электростатические Martin Logan Quest, излучая звуки композиции с альбома Dark Side of the Moon, туманом повисшие в каждой точке пространства. Колонки были выше моего роста при ширине сантиметров 70 или 80 – настоящие произведения искусства в стиле арт модерн напоминали скорее неведомый музыкальный инструмент, чем акустическую колонку. Забегая вперед, приведу слова моего тогдашнего дружка Виталия С., разглядывающего эти колонки у меня дома, вскоре после покупки.

- Даа...- протяжно говорил он, оценивая колонки и обстановку вокруг - это роскошь! - давая понять, что окружающая обстановка их недостойна...

Наверное, всех тогда  ошеломили эти заокеанские штучки, да и организаторы выставки прохаживались вокруг них с затаенным чувством собственного достоинства, как бы выражая мысль: «Как мы вас ошарашили, а?» В общем, обалдели все, но на покупку решился я один. Уже после выставки, при обсуждении покупки в квартире на Аэропорту, выяснилось, что экземпляр для продажи еще только в пути, так что предстоит подождать. Деваться было некуда – ждать, так ждать. За это время я договорился с Пурпурным легионом выставить свои Alon 2 на перепродажу. Наконец, поступило известие, что колонки на таможне в Шереметьево. В коробках они оказались еще больше, и о том, чтобы везти их обычным транспортом, не было и речи. Прямо возле таможни я поймал неизвестно как очутившийся там грузовик, и мы погрузили акустику прямо в открытый кузов. К позднему вечеру, распакованные из картонных коробок с магическими надписями на английском, роскошные устройства стояли почти посередине комнаты, подальше от стен, и негромко играли. Стали приходить люди, с ярко выраженным желанием изучить заморскую новинку. Среди них знаменитый конструктор ламповой техники Юрий М. с супругой, другой конструктор Сергей М., еще один, Коля П., и просто знакомые хайфайщики. Я был доволен и горд и все никак не мог наглядеться на двух новых жильцов своей небольшой квартиры, только никак не мог дождаться, когда же они заиграют так, чтобы мне понравилось. По молодости и неопытности я не мог допустить, чтобы эти произведения американского технического гения, поражающие своей несомненной претензией на лучшую эстетику и лучший звук, могут играть так скучно. Первый, кто  открыл мне глаза на это лженаправление в звуковой индустрии, был Саша Б., продавец из Пурпурного Легиона. Он был опытнейшим хайфайщиком со стажем, в том числе и по части продажи всяких звуковых штучек, ламп, конденсаторов и т.д.

- Да пойми ты, пленка на электростатах не может развивать привычного звукового давления, подобно динамику! И в этом вся соль - кипятился он.

Не веря ушам, я ставил компакт за компактом, пытаясь спасти положение, в надежде, что звучание вот-вот пробудится, и все сомнения отпадут. Так прошел еще месяц, в течении которого я постигал  истину Сашкиного утверждения о том, что пленка не излучает как динамик, и наконец сдался, признав свое поражение и отвергнув несбывшиеся иллюзии. Опять грузовик и погрузка с чертыханием, благо, что коробки не выкинул, и снова в квартиру-салон, где пристроил их с некоторой потерей для себя. А мои Элончики все еще не продались за это время, и, словно верные собачки, дожидались меня, глазея круглыми диффузорами, преданно излучающими настоящий звук. Радовались, что снова вернутся домой. 



«Hi-end - это любая система, которая достаточно хороша, чтобы занимать все ваши чувства и удерживать ваше внимание во время прослушивания, чтобы вам больше ничего не хотелось делать… Система не должна быть обязательно дорогой. Просто умело собранной».